Недолгим было их время...

May 03, 2015 19:40

... Как и любая переходная эпоха. Речь о парусно-винтовых кораблях XIX столетия - уже не парусных, но еще толком не паровых. Этакие "гадкие утята", вызывавшие презрение консервативных "марсофлотов" своим куцым (в сравнении с чистыми парусниками) рангоутом и дымящими трубами, и в то же время отнюдь не в полной мере оправдывавшие надежды энтузиастов наступающей эпохи пара. И все же, есть в них свое очарование, которое чувствовали художники-маринисты -



Тейлор Ч. "Паровой фрегат в бурном море".



Открывают маленький парад произведения американских корабелов.



"Мерримак" - тот самый, еще не ставший броненосной конфедератской "Вирджинией". 4600 тонн водоизмещения, 40 стволов калибром от 8 до 10 дюймов - вполне можно было потягаться с тогдашним двухдечным линкором.



"Роанок" - близкий по типу 43-пушечник, которому также предстояло в будущем стать 3-башенным монитором (интересно, уж не вдохновил ли на это северян опыт "Мерримака"?).



"Миннесота", с которой "Мерримаку" (точнее, уже "Вирджинии") представлялась возможность сразиться, но... благоразумие возобладало (или осторожность взяла верх). Она же -



И снова она, в виде модели, дающей наглядное представление о некоторых особенностях облика тогдашних боевых кораблей -



Здоровенные орудия, хорошо заметные на баке и юте - как раз дальнобойные 10-дюймовки. Впрочем, еще не самые грозные орудия гладкоствольной эры. Еще более крупным калибром была вооружена "Ниагара" -



- громадный для своего времени корабль в 5500 тонн (для сравнения: водоизмещение трехдечных линкоров 120-пушечного ранга "Париж" и "Великий князь Константин", синопских триумфаторов, было порядка 5000 тонн), за размеры именовавшийся фрегатом, однако официально числившийся ...шлюпом. Ибо, как и положено шлюпу (и не положено фрегату!), имел одну открытую батарею - зато с 12-ю 11-дюймовыми пушками на поворотных платформах!



- та самая 11-дюймовка системы Дальгрена.



- а эта толпа - не что иное, как ее расчет. Оно и понятно, ворочать такую громаду чисто мускульной силой - та еще работенка...



- зато эффект был что надо! На этом рисунке того времени победоносные янки нацеливают свой 11-дюймовый "довод не только королей, но и республиканцев" на тонущую "Алабаму".



Впрочем, "Ниагара" вошла в историю не только как боевой корабль, но и как один из первых трансатлантических кабелеукладчиков - надо полагать, размеры оказались очень кстати.



Она же в порту Бостона после модернизации в ходе гражданской войны. Заметны явно более высокие трубы и добавочные орудийные порты.



Изящный (всего-то 3000 тонн с небольшим!) "Франклин", в войне особо не принимавший участия, зато известный тем, что на нем американский национальный герой адмирал Д.Фаррагут (которого Вильсон считал флотоводцем, равным Нельсону - чего стоит такая оценка из уст англичанина!) посетил с визитом Кронштадт.

А раз уж упомянута самая знаменитая база российского флота, то ретро-шествие продолжат наши парусно-винтовые соотечественники.



"Громобой" - головной фрегат в серии из двух, построенных после Крымской войны уже без спешки и прослуживших до 1870-х гг. Коротенькая труба выглядит несуразным пеньком над палубой, но вообще-то, как часто водилось в те времена, она была телескопической - дабы меньше мешать использованию парусов.



"Олег", чья судьба сложилась несчастливо - фрегат погиб при столкновении с российской же броненосной батареей "Кремль". Солидная небоевая потеря, если учесть, что это был крупный корабль в 4400 тонн с 57-ю стволами.



"Пересвет" - 51-пушечник почти в 4000 тонн.



"Светлана" - фрегат-долгожитель французской постройки, проплававший до 1890-х годов. Нечастая особенность - размещение дымовой трубы позади грот-мачты, благодаря этому корабль легко узнаваем. В 1870-х перевооружен на современные (для тех лет, ясное дело) нарезные орудия, сделавшие фрегат не беззащитным даже для тогдашних броненосцев.



"Александр Невский" - в своем роде шедевр отечественного деревянного фрегатостроения, 4,5 тыс. тонн, 51 орудие одного калибра (впервые в России для крупных кораблей). Оказался, увы, еще более крупной, чем "Олег", небоевой потерей, погибнув в результате навигационной аварии. Впрочем, от случайностей никто не застрахован, а вот систершип "Дмитрий Донской" плавал долго и счастливо.



На разрезе можно оценить, насколько "внутреннее содержание" типичного корабля парусно-паровой эпохи отличалось от парусника - а ведь большие перемены еще только начинались!



Наконец, перед нами самый большой небронированный фрегат Российского императорского флота - "Генерал-адмирал" (не путать с одноименным броненосным фрегатом, в качестве минного заградителя дожившим до времен советских и даже пережившим Отечественную). 5670 тонн (водоизмещение самого большого деревянного линкора Балтийского флота "Синоп" составляло 5585 тонн...), 68 стволов, 99 м наибольшей длины. И к тому же импортный - построенный в Штатах. Правда, на корпус пошел невыдержанный лес, в результате срок службы фрегата составил 10 лет, что дает повод иным малосведущим патриотам уличать американцев в жульничестве и продаже заказчику некондиционного товара. Однако обвинения такого рода безосновательны: янки и для себя строили корабли, не расчитанные на особую долговечность, можно сказать - под конкретную задачу. Так, деревянные корпуса четырех двухбашенных мореходных мониторов (из которых наиболее известен "Миантономо", тоже ходивший в Кронштадт) менее чем за 10 лет пришли в полную негодность. Видимо, сформулированный позже адмиралом Крыловым подход - "миноносец строится на 10 - 12 лет, ибо за это время он успевает настолько устареть, что не представляет больше истинной боевой силы" ("Мои воспоминания") - кораблестроители США распространяли и на capital ships. Нельзя сказать, чтобы такая особенность американского судостроения составляла тайну, покрытую мраком, так что заказчики сами виноваты, что не учли ее.



- корпус "Генерал-адмирала" на верфи. Занятно, что рядом виден лес, складированный как попало под открытым небом. А нам говорят, будто бы бардак составляет некий русский эксклюзив...

..."Век девятнадцатый, железный"(с) был веком британского господства в Мировом океане, завоеванного не за одно столетие в войнах практически со всеми мыслимыми конкурентами. Все прочие флоты могли покушаться на это господство, но до двадцатого века оно оставалось незыблемым. И сколько бы "срыватели покровов" ни доказывали, что Royal Navy был якобы всего лишь "бумажным тигром", однако клыки и когти этого тигра были куда как реальны.



"Юриалис" -  50-пушечный участник Крымской войны - на снимке (лучше даже сказать по-тогдашнему - "дагерротипе") времен своей юности.



"Дорис" - несколькими годами младше, на полтысячи тонн покрупнее, с меньшим числом стволов, но зато уже с 10-дюймовками ("Знайте наших, американцы!")



"Галатея", один из нескольких в британском флоте носителей этого традиционного имени. Уже без малого 5 тысяч тонн, почти 12 узлов хода, стволов всего 26, но из них 24 - 10-дюймовые, плюс две дальнобойные длинные 68-фунтовки, предназначенные для стрельбы сплошными снарядами (вместо разрывных бомб) и представлявшие опасность для ранних броненосцев.



Наконец, "Мерсей" - самый большой из английских деревянных фрегатов: 5643 тонны (крупнее "Ниагары" и чуть-чуть меньше "Генерал-адмирала"), 40 орудий 8- и 10-дюймового калибра, 12 - 13 узлов. "Rule, Britannia! rule the waves..." - и крупнейшей империи было, чем править!

Особняком продефилирует лебединая песня деревянного фрегатостроения, опять с западного берега Атлантики -



- "Вампаноаг" (позже переименованный во "Флориду") - представитель серии очень специфических кораблей, предназначенных быть специализированными "истребителями торговли". Этой задаче была подчинена вся конструкция этих рекордных ходоков, на мерной миле показывавших 17 -18 узлов, рекорд того времени для крупных боевых кораблей.



- как видим, машинное отделение занимало очень большую долю внутреннего объема корпуса, а куда деваться при сравнительно скромной удельной мощности паровых машин тех лет?



- стволов было всего 17 (правда, как минимум 2/3 из них могли вести огонь с любого борта), и те не свыше 8 дюймов. Для боя с тем же "Мерсеем" или "Александром Невским", конечно, маловато, но с ними сражаться и не предполагалось. Зато никакой вооруженный "купец" не имел ни малейшего шанса. Получились до предела прокачанные "алабамы".



"Сорок тысяч бед за нами следом
Ходят, словно верная охрана..."

Вот такими они были - корабли эпохи sail steampunk`а.

судостроение, sail steampunk, мореплавание, история

Previous post Next post
Up