Aug 25, 2005 11:54
Обычно считается, что государство должно быть "прозрачным". Чаще всего в пользу этого выдвигаются соображения из какой-нибудь демократической политфилософии. И в этом смысле "прозрачность" (вместе с, допустим, подотчетностью) должна оценивать не только сама по себе, но как часть оценки теории демократического государства.
В том смысле, в каком слово "прозрачность" применяется сегодня, оно не будет иметь место в монархическом государстве и в анархо-капиталистических охранных агентствах. В том числе, потому, что получатели и заказчики прозрачности будут намного более конкретными.
Вопрос, который меня сейчас занимает, состоит в том, что влечет прозрачность сама по себе вне связи с конкретными формами правления.
Есть пара простых догадок, каждая из которых позволяет легче понять, что приобретается и что теряется от "прозрачности":
- тот, кто стал более "прозрачным", более подвержен давлению доминирующей (конвенциональной) морали;
(Значит, прозрачность в Содоме, возможно, стала бы шагом не только шагом в борьбе с некрофилией, но и с гетеросексуальными отношениями)
- ставшему более "прозрачным" человеку станет сложнее делать некоторые вещи, которые доминирующая мораль одобряет (не осуждает), но не допускает их осуществления на публике. Или человек не станет осуществлять их на публике.
(Здесь можно представить хотя бы то, что при полной прозраности многие неформальные способы выражения мысли стали бы невозможными, что усложнило бы общение людей).
Что еще может быть добавлено?