Звезды раньше иногда снимал. Точнее, снимал немного с целью получить звездные дороги, которые рисует в небе вращение Земли. А вот под минувшие выходные поддался искушению попытаться заснять метеорный поток Персеиды. Коллеги уговаривали меня недолго, может быть, секунды две или три. В группе самарских любителей астронимии анонсировался выезд в район Елховки, однако, изучив географические карты и карты засветки неба мы, с Владимиром, Пашей и Евгением решили, что проще поехать куда-то в сторону Саратовской области - по километражу не сильно разнится, а с Хлебной площади туда доехать проще. Да и небо там, если верить картам, потемнее. Ну, так то, припоминаю, что по трассе Саратов-Пугачев-Самара, ехать приходится через кромешную тьму городов и деревень.
Итак, ближе к вечеру в субботу, 12 августа приехали в заданный квадрат на границе Самарской и Саратовской областей. Возле стелы, гордо вещающей о начале Саратовской области, ныряем вбок от трассы. Долго искать офигенский пейзаж не получилось, да и что там, в полях, искать то - опоры ЛЭП, да лесополосы в основном. Редкие водоемчики. Попробовали к одному подойти - берега сильно заболочены. Ну и ладно, возле лесополосы находим небольшую полянку меж подсолнечных полей. Будем считать, что это выход на разведку. :-)
Слегка перекусив, делаю несколько кадров вскоре после заката.
Вот вид на северо-запад вдоль полевой дороги. На горизонте ещё довольно светло, но звезды уже видно. D800, 14mm, ISO 500, f/3.2 30".
2. А так выглядит юго-восток. Темно почти. Невооруженным глазом почти не заметно, но на фото уже видно, что с горизонтом что-то не так. D800, 14mm, ISO 1600, f/3.2 30".
3. Ну а над головой уже более-менее темненько. Даже видно редкие падающие звезды. D800, 14mm, ISO 500, f/3.2 30".
Наверно, есть смысл сказать несколько слов об используемой технике. Прихватил два комплекта, каждый из которых состоит из камеры (D800 и D7200), штатива, тросика с таймером и широкоугольного объектива (14-24/2.8 и 12-24/4 для кропа). И ещё взял телевик 80-400mm - просто чтоб был. Скажем так, возможность есть - так почему бы не использовать, не на себе ж тащить. :)
Теперь о технике другого плана. Не истина в последней инстанции, конечно, но как попытка растолковать принципы и ещё как материал для отсылки. Может, где-то сбивчиво или не вполне точно... Замечания и поправки приветствуются.
Дороги снимать пробовал раньше, но делал это либо в городе на пляжу (недалеко от дома), либо недалеко от города. Небо в обоих случаях светлое. Даже если это и не видно глазом. Выдержки длинные - от 30 секунд до 2 минут. Диафрагма полностью открытая или прикрытая на один стоп. Задирать ISO в городе особо не требуется, иначе небо получится светлым. К сожалению, на светлом небе и звезд не слишком много получается - при любом раскладе.
Для сегодняшней задачи расклад немного другой. Звезда "ползет по небу" медленно. И, таким образом, секунд примерно 10 (при использовании ширика) проецируется приблизительно в одно место матрицы. Скажем так, на 30-секундном кадре получается дуга длиной ориентировочно в 2...4 её ширины (ближе к полюсу дуги короче, к экватору - длиннее). Метеор же пролетает очень быстро. Соответственно, он не может долго светить в каждый пиксел своего пути. Потому, для заметности, ISO следует поднять по максимуму. Что раньше наступит - чрезмерный шум кадра или слишком яркое небо? Думаю, выяснить это можно только опытным путем. Причем, максимальную ISO по шумности камеры придется выснять много заранее. Для себя я решил, что на ISO выше 1000 мелкие детали уже активно теряют четкость из-за шума. Впрочем, всё относительно, если смотреть снимок на компютере в размере 20х30 сантиметров, то можно и повыше немного задрать. Оно сильно зависит от камеры. На D90 пределом считал ISO 800.
И ещё немного о технике. Фокусировку, скорее всего, придется делать вручную по экранчику (режим LV). Автоматика уже не работает, а в видоискателе ничего не видно. Если на экранчике при каком-то увеличении вообще ничего не видно, то можно попробовать установить на камере максимальную выдержку и полностью открытую диафрагму и ещё задрать ISO (всё это заставит усилить сигнал с матрицы по максимуму) - тогда может получится какое-то изображение. Этот момент следует тоже заранее проработать. При правильной фокусировке точка звезды или далекого фонаря должна иметь минимальный размер. После фокусировки объектив не трогать. Можно даже заклеить кусочком изоленты кольца зума и фокусировки. Если попадется фонарь где-нить в деревне километров за десять - хорошо, можно его использовать. А вот если автофокус не ловит и нет ни фонаря далекого, ни режима LV на бюджетной модели? Ну, тогда не знаю...
Про выдержку. На коротких выдержках, в 1/100" полная тьма получится, в общем то. Если только не Луну снимаем. Это вполне понятно. Делаем выдержку длиннее, длиннее... Звезда светит в точку матрицы дольше и становится более различимой. Однако, начиная с некоторой величины, увеличение выдержки приводит не к увеличению яркости звезды, а к появлению заметной дуги и увеличению её длины. Граница между точкой и дугой сильно зависит от фокусного расстояния объектива.
Ещё пара напоминалок.
- Камеру ставить на устойчивый штатив. При возможности и штатив можно затяжелить. каким-то грузом.
- Отключить подавление вибраций. Иначе автоматика будет пытаться компенсировать вибрацию, которой нет. Почему-то сам часто забываю это сделать. :-(
- Снимать в RAW. Там можно много чего хорошо подкрутить при обработке.
- Тросик + предварительный подъем зеркала при возможности.
4. Собственно, можно уже подобрать параметры съемки. D800, 14mm, ISO 1600, f/2.8, 8". Получилось вполне прилично, может, когда ещё сильнее потемнеет, возрастет и контраст. Метеоры иногда пролетают. Кто назвал этот поток Персеидами? Лётают - где хотят, по всей небесной полусфере. Паша думает о пяти камерах. :-)
5. Кроп с маштабом 1:1 с предыдущего снимка. Мелких звезд видно больше. Видно и шум.
6. Опс! "Чем это вы там занимаетесь" - поинтересовалась Луна, буквально выпрыгнув из-за горизонта - "Метеоры фотаете, да? А вот сейчас вы все обломаетесь!". В общем, через несколько минут стало светло.
7. Как-то вот так... D7200, 12mm, ISO 1600, f/4, 15"
8. Западная сторона ещё как-то держится. И держаться так будет долго, как и северная. D800, 14mm, ISO 1000, f/2.8, 45".
9. Ладно, метеоры, если и пролетают, их почти не видно стало. Займемся опытами с лунным светом и с подсолнухами. D7200, 12mm, ISO 1600, f/4, 15".
10. А тут - самолет или спутник. Самолеты обычно оставляют серию точек своим ярким проблесковым маячком. D800, 14mm, ISO 1000, f/2.8, 45".
11. Опять подсолнухи, но под другим углом. D7200, 12mm, ISO 2000, f/4, 20".
12. В итоге получилось ка-то так. Тут сотня кадров по 30 секнд каждый собрана в один при помощи программы Startrails. D800, 14mm, ISO 1000, f/2.8, 30". Слева на дороге автомобиль и наша небольшая толпа народу. С учетом секундной паузы между кадрами (а таймер на тросике не умеет меньше делать), почти 52 минуты получается. Хорошо видны самолеты. Если поискать - найдутся и метеоры. По клику - звездно-подсолнечная картинка на обои. :-)
13. При ближайшем рассмотрении готовой сборки на ней обнаружились одинокие точки. Вот фрагмент левой верхней части кадра с точками. Это не дуги звезд, уж точно. Метеор? Может быть, всё на одной прямой. Но следующий кадр вносит сомнения. Самолет? Странный какой-то. Вот тут стрелками обозначил.
Вот последовательность 30-секундных кадров с 1-секундной паузой между ними (по клику каждый откроются в отдельном окне). На втором кадре этих трех элементов нет, но есть точка ещё правее. А на третьем нет и её.
И раз
и два
и три
14. Напоследок звездное скопление Плеяды. D7200, 400mm, f/5.6 (открытая дырка на таком ФР). При ручной фокусировке на LV с хорошим увеличением звезды активно убегают с экрана дисплея. Приходится ловить, подвигая ножки штатива. На выдержке 1/3" заметно смещение звезд. Ладно, устанавливаю 1/8" и задираю ISO до 10000 (десять тыщ!). Вот так уже вполне нормально получилось. Естественно, с предварительным подъемом зеркала и с тросиком.
Эх, ну как же так, никто не вспомнил про Луну!? А если б кто вспомнил? Да поехали б всё равно. :)