Закон З а с л у ж е н н о г о Собеседника.
М.М. Бахтин (1895-1975), 1927:
“Человеческая мысль никогда не отражает только бытие объекта, который она стремится познать, но вместе с ним отражает и бытие познающего субъекта, его конкретное общественное. Мысль - это двойное зеркало, и обе стороны его могут быть и должны быть ясными и незатуманенными” - См.: Волошинов В.Н. Фрейдизм. - М.: Лабиринт, 1993. - С. 23. - (Сер. Бахтин под маской: Маска первая).
А.А. Ухтомский (р. 25 июня 1875 г.), 1931:
«…при чтении повести о господине Голядкине. В конце концов, это философско-психиатрический трактат о солипсизме и самоутверждении.<…> [герой] захвачен ‘эпидемией’ самоутверждения, с роковой неспособностью видеть равное с собою бытие в мире и в своём соседе.
Отсюда именно приоткрылся мне закон заслуженного собеседника, как один из самых постоянных и самых неизбежных сопроводителей человека на всех путях его.
Солипсисту - заслуженный собеседник - это он сам, от которого некуда скрыться. Простому и открытому человеку собеседник - всякий встречный человек и всякое встречное бытие, которые открываются по содержанию именно такими, какими их себе человек заслужил: доброму - добрые, злому - злые, любящему - любящие. Именно здесь человек оказывается сам по себе мощной воспитывающей силой и для других, и для самого себя». - Из переписки, по В.Л. Меркулову, 1971, с. 118.
Upd. 26.07.2005 /Special for you :)/
«…Знаете ли, что, может быть, труднее всего для человека освободиться от Двойника… И только с этого момента, когда преодолен будет Двойник, открывается свободный путь к собеседнику!». А.А. Ухтомский, 1918. - По В.Л. Меркулову, 1971, с. 117.
Доминанта: Психологический аспект.
1. Меркулов В.Л. О влиянии Ф.М. Достоевского на творческие искания А.А. Ухтомского // Вопр. философии. - 1971. - № 11. - С. 116-121.
2. Ухтомский А.А. Запись на полях поэмы А.А. Блока «Возмездие» // Природа. - 1975. - № 9. - С. 34-35.
Хронотоп Ухтомского у Бахтина:
«…идея ‘второго рождения’ человека в социуме ближайшим образом связана с концепцией «хронотропа», выдвинутой А.А. Ухтомским в сфере биологии и физиологии, а Бахтиным перенесенной в сферу ‘исторической поэтики’» - См.: «Комментарии» В.Л. Махлина к книге: В.Н. Волошинов, 1993, с. 113.
И, ещё: ‘…каковы бы ни были эти смыслы, чтобы войти в наш опыт (притом социальный опыт), они должны принять какое-либо временно-пространственное выражение, то есть принять знаковую форму, слышимую и видимую нами (иероглиф, математическую формулу, словесно-языковое выражение, рисунок и др.). Без такого временно-пространственного выражения невозможно даже самое абстрактное мышление. Следовательно, всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов’. (Бахтин М.М.Формы времени и хронотопа в романе: очерки по истор. поэтике //
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 407.)
(Уточнил
sageserjant)