О НАЧАЛЕ МЫШЛЕНИЯ

Mar 29, 2013 12:08

http://www.snob.ru/selected/entry/45522
Катерина Мурашова, семейный психолог с большой практикой, провела эксперимент с подростками. Она профессионально «подстелила соломку». Но реакция испытуемых шокировала экспериментатора: «Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась».
Я показал схему эксперимента опытному педагогу (И.М.): «Эксперимент опасен. Нагрузка чрезмерна, аналогична изоляции на неопределённый срок».

Цитирую экспериментатора:
1. В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка… [Ещё] семеро выдержали пять (и более) часов… Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).
2. Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа… Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки»… У троих возникли суицидальные мысли… Только десять человек… почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества… Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли… У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове…

seryi67volk высказывает такое соображение о «подопытных»: «подросток - это ведь ещё не совсем человек, верно? И он управляем ещё более простыми средствами, чем взрослый». Здесь важно слово «управление». Но не в смысле внешнего управления, а как самоуправление. Эксперимент в определенной степени указал на способность подростков действовать самостоятельно. Лишь два парня распорядились своим временем адекватно условиям эксперимента. Остальные «сошли с дистанции», исчерпав возможности своего скудного инструментария самоуправления.

В принципе, результат предсказуем. Подросток лишь учится быть самостоятельным. Родители, педагоги и психологи плохо понимают суть перехода из «детства» в «юность». Именно они - главный источник задержки развития «подростка»: http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html.

подросток, Мурашова

Previous post Next post
Up