Модель
Приступая к обсуждению экономической системы гармоничного общества, обозначим модель, идеальное состояние или высшую цель, которых мы хотели бы достичь. Это экономика, в которой по возможности полностью замкнут цикл денежного оборота и деньги распределяются по всей системе равномерно. Т.е. категория "прибыль" рассматривается как плата за услуги предпринимателя и относится к издержкам производства (примерно как зарплата), обеспечивая полный возврат денег в цикл денежного оборота через потребление и реинвестиции (без вывода из оборота денег, которых слишком много для потребления или которые не во что инвестировать (при этом финансовые активы инвестициями не признаются)). Понимание роста в гармоничной экономике должно вновь стать естественным, органическим (в противовес современному противоестественному экспоненциальному). Как следствие первых двух требований должна исчезнуть "основа" современного финансового капитализма - плата за пользование деньгами (ростовщический процент). Сама экономика должна стать более экологичной (естественной), ориентированной на равновесие с окружающей средой, что влечет за собой кардинальную переоценку потребностей населения. Органический рост, замкнутый цикл денежного оборота и более предсказуемые потребительские предпочтения в совокупности создают предпосылки для макроэкономического планирования при сохранении рыночного регулирования. Как итог, создание и распределение материальных благ в такой экономике стало бы более справедливым и эффективным.
Отметим, что прежние подходы классических экономических школ к проблеме цикла денежного оборота совершенно себя не оправдали. Либералы эту проблему вообще отрицают, уповая на "невидимую руку рынка" и "теорию просачивания", и даже наоборот, максимально разрывают цикл через снижение оплаты труда, максимизацию дохода на капитал и освобождение финансовых рынков. Что неизбежно приводит к выводу денег "наверх", обнищанию низов и падению глобального спроса, что влечет за собой спад производства и кризис всей системы. Максимум на что способна либеральная мысль - это играться с предложением денег через процентные ставки по кредитам. Кейнс проблему частично признавал, и предлагал ее решение через создание мнимого капитала и инфляционную накачку экономики деньгами, что позволяло сглаживать кризисы, но не решало проблему по существу. Маркс же, переведя чисто финансовый вопрос в плоскость "эксплуатации через присвоение прибавочного продукта", просто устроил социальный взрыв и помог организовать госкорпорацию-концлагерь, хотя трудно такой подход назвать продуктивным. В общем, нужен новый взгляд на проблему.
Предлагаемая модель многими может быть названа далеким от реальности идеализмом, фантазией, утопией. И поэтому бессмысленно ее обсуждать: надо "вернуться на землю", поближе к насущным делам современного общества. Предложить какие-нибудь решения, меры, реформы, не затрагивающие систему по существу, но позволяющие решить те или иные проблемы… Например, поиграть со ставками ЦБ, налогами, пошлинами, дать субсидии, целевые займы, льготы и т.д.
Но все эти меры - лишь мертвому припарка. Потому что экономическая и социальная система, как мы ее знаем сегодня, уже мертва. Но все упорно продолжают делать вид, что верят, будто ее можно оживить. Мы делаем ей искусственное дыхание, дефибрилляцию, подключаем искусственные сердце и почки, очищаем кровь… Все это дорого, хлопотно и, в конечном счете, бесполезно. Потому что нельзя оживить труп.
Зато можно взрастить новый, здоровый, молодой, сильный организм. Новую систему. Вот это я и предлагаю сделать. Оставим мертвым хоронить своих мертвецов.
Общие принципы
Целью гармоничной экономической деятельности следует признать только создание продукта (товара или услуги) для удовлетворения реальных, демографически обусловленных, потребностей населения. Прибыль не может быть целью как таковой: это исключительно средство, помогающее созданию продукта. Таким образом, экономическая наука, описывающая схемы и способы обогащения и получения прибыли (хрематистика), на теоретическом уровне должна быть дополнена принципами прогнозирования и эффективного удовлетворения потребностей населения (собственно экономика). На государственном уровне это приведет к возрождению элементов сознательного хозяйственного планирования, в противовес практикуемому сегодня монетарному регулированию.
Удовлетворение таких деградационно-паразитических потребностей, как производство и реализация наркотиков (алкоголь, табак, наркотические средства), проституция, порнография, азартные игры, должно постепенно и контролируемо сокращаться. Этот процесс может идти только параллельно с духовно-культурным ростом населения, иначе просто вызовет всплеск неконтролируемой злобы у масс индивидов с животным строем психики.
Следует пересмотреть концепцию экономического роста: он должен перестать быть самоцелью. Ведь невозможно представить человека, с каждым годом растущего все быстрее - это болезнь, которая приведет к быстрой смерти. Рост должен быть естественным, органическим. У молодой отрасли он может быть бурным, у зрелой отрасли - практически нулевым. Старая отрасль уже в основном удовлетворила спрос, ей остается только стабильно поддерживать потребление. Противоестественный экспоненциальный рост, обычно выраженный в проценте на капитал, должен быть устранен.
Конкуренцию следует рассматривать не как панацею, а лишь как один из инструментов организации хозяйственной деятельности, и отнюдь не центральный, потому что она увеличивает транзакционные издержки в экономике, а также противоречит одному из основных принципов гармонии - близости. По сути, как раз для избежания проблемы неоправданной конкуренции все естественные монополии должны регулироваться исключительно государством.
Вопрос о том, какие именно отрасли отнести к естественным монополиям, является довольно сложным. Необходимо искать баланс между предпринимательской инновационной инициативой и государственной стабильной эффективностью.
Таким образом, однозначно естественными монополиями признаются только финансовая система и денежное обращение, добыча (но не переработка) полезных ископаемых, связь, железные дороги, производство вооружений, здравоохранение, страхование и пенсионное обеспечение. Монополия на здравоохранение не должна, впрочем, мешать частной практике отдельных специалистов. Возможно, следует также признать естественными монополиями единую энергетическую систему (но не инновационные локальные энергетические проекты и установки), а также централизованное снабжение водой, газом и теплом. В перспективе, после создания соответствующей инфраструктуры, монополией должно стать и образование. В последнем случае значение имеет не экономическая, а социальная значимость данной отрасли.
За пределами государственных монополий целью государства и общества становится максимальное облегчение и стимулирование частной предпринимательской инициативы. Именно предприниматели находят новые решения и подходы к удовлетворению потребностей населения, обеспечивая гибкость и развитие экономической системы, создают рабочие места. Естественная монополия, таким образом, должна пониматься в узком смысле лишь как средство защиты значимого общественного интереса от разрушительной стороны страсти к наживе. Частная инициатива может проложить железную дорогу, организовать медицинскую практику, наладить местное водо- и теплоснабжение. Но не должна получать право "приватизировать" уже созданные общественные фонды для целей извлечения прибыли.
Финансовая система
Монополизация функции денежного обращения означает неизбежную ликвидацию системы коммерческих банков во главе с Центральным Банком. На инфраструктуре коммерческих банков должна быть выстроена единая централизованная платежная система под управлением Министерства Финансов. Каждый гражданин России с рождения станет владельцем одного (и единственного) расчетного счета в этой системе.
Деньги должны признаваться исключительно условным символом, абстрактной мерой обмена и средством платежа в системе разделения труда. Поэтому деньги для внутригосударственного использования останутся фиатными, т.е. не товарными (без привязки к драгоценным металлам, долговым обязательствам и прочим "активам"), для обеспечения их эластичности. Но поступать в экономику они станут не как кредит, но как мнимый капитал, на беспроцентной основе. Соответственно, необходимо выйти из системы currency board, т.е. эмитировать рубли без привязки к имеющимся золотовалютным резервам, а курс обмена выставлять директивно на основании покупательной способности валют.
Цель государственного регулятора - стабильность цен, т.е. соответствие денежной массы производимым товарам и услугам. Добиться этого можно на основе ежемесячного анализа отчетности компаний и ведения соответствующей статистики. Обычно реальное производство товаров и услуг, в отличие от финансовых инструментов, не может давать сильные взлеты или падения за 30 дней, так что этой информации должно хватать, чтобы Министерство Финансов успевало реагировать в своей денежной политике. Добавление денежной массы в оборот будет происходить через дополнительные предоплаченные государственные заказы, создание фондов для реализации новых экономических проектов или просто методом зачисления определенных сумм на все счета граждан. Почему спрос нужно стимулировать кредитованием, в перспективе только сжимая его, обременяя людей долгами и обрекая инвестиции в расширение бизнеса на убытки, когда той же цели можно достичь простой контролируемой раздачей денег? Добавление денежной массы допускается только на основании статистических данных Министерства Экономики о росте производства товаров и услуг (не финансовых) для бесперебойного обеспечения деньгами их обмена.
Изъятие денежной массы из оборота при падении производства продуктов будет осуществляться через налоги или по методу свободных денег Сильвио Гезеля - обложением остатков по счетам процентом, стимулирующим людей избавляться от денег через потребление продуктов: это и денежную массу в обороте сократит, и спрос подхлестнет.
При стабилизации цен в стране отпадает логика и необходимость потребительского кредитования, которое должно быть запрещено. Ту же функцию выполнит обычное накопление. Возможно, единственно доступной для физических лиц формой кредита станет беспроцентный ипотечный заем. Переход на новые правила не может обнулить текущие долги: принципы cправедливости и cамостоятельности подразумевают, что люди должны отвечать за собственные действия. Уже взятые кредиты придется вернуть: только основную сумму ежемесячными платежами, без процентов.
Кредиты для бизнеса тоже должны стать, по сути, беспроцентными. Чтобы в результате такой политики экономика не "запузырилась" от избытка дешевых денег, предприятия будут финансироваться только под конкретные производственные, торговые или научно-технические проекты (но не под финансовые спекуляции). Более того, хозяйственным обществам следует запретить распределять прибыль участникам в случаях, если на балансе висят кредиты.
Для внешнеторгового оборота должна применяться какая-то форма договорной товарной валюты, допустим, золото (монетный или слитковый, но не девизный стандарт). Это должно лучше балансировать профициты/дефициты торговых балансов разных стран. На переходный период сосуществования старой и новой систем, в качестве денег для внешнеторгового оборота будут использоваться современные резервные валюты (доллары, евро и т.д.) из золотовалютных резервов Министерства Финансов. Они больше не должны быть просто Резервами, а будут использоваться по назначению как средство платежа. Держать гигантские валютные резервы в стране, где ликвидированы коммерческие банки и неконтролируемые финансовые рынки, где больше нет опасности притока/оттока горячих спекулятивных капиталов, нет необходимости. Более того, практически беспроцентное рублевое кредитование бизнеса должно снизить спрос на иностранные валютные займы, что еще больше снизит валютные риски страны.
Все фондовые рынки должны быть радикально реформированы и влиться составной частью в единую платежную систему. Функции торговой площадки и депозитария также будут осуществляться платежной системой.
Онлайн доступ к расчетному счету даст возможность каждому покупать/продавать ценные бумаги и, например, драгоценные металлы (хотя какой в этом будет смысл?), без привлечения посредников. Система в реальном времени будет сводить заявки на продажу/покупку вместе и рассчитывать цену. Наряду с расчетным счетом будет автоматически доступен депозитарный счет, на котором отразятся все ценные бумаги/активы в собственности. Покупка/продажа, получение дивидендов/платежей по купонам пройдут автоматически, как в магазине, внутри единой платежной системы.
Для предотвращения спекуляций необходимо разработать систему ограничений на движение ценных бумаг. Например, 100% налог на доход от продажи ценных бумаг, если такая продажа осуществляется ранее, чем, допустим, через год после покупки (т.е. можно продать, но выручить получится только столько же (или меньше), сколько изначально затратил на покупку). Люди должны быть инвесторами, а не спекулянтами.
Таким образом, мы сможем ликвидировать раковую опухоль коммерческих банков, работающих на основе ссудного процента, и финансовых рынков, вытягивающих денежные потоки в контрпродуктивную игру с бумагами. При этом сохраним гибкость инвестиционного процесса.
Хозяйственные общества
Следует упростить и сделать более прозрачной систему ведения бизнеса. Законодательно будет установлено, что акционером или участником хозяйственного общества может являться только физическое лицо (исключением станут естественный монополии, ведь их собственником будет являться государство в лице одного из своих органов, например, Министерства Экономики или отдельного Министерства Государственных Монополий). Также будет введен запрет доверительного владения в пользу третьих лиц. Таким образом, современные безграничные холдинги из цепочек компаний придется переформатировать в веер, сходящийся к реальному собственнику. Структуры компаний станут предельно прозрачными. Плюс автоматически произойдет деоффшоризация. Безусловно, для такой реформы придется предельно упростить систему регистраций/уведомлений, включая онлайн подачу документов. Это облегчит жизнь любого бизнеса, и уж тем более собственников крупных финансово-промышленных групп.
При таком корпоративном регулировании у иностранных хозяйствующих субъектов возникнут серьезные проблемы с работой в России. Возможно, им придется либо получать специальное разрешение для ведения бизнеса в стране, либо находить российского партнера и работать с ним на основе лицензирования/франчайзинга и т.п.
Хозяйственные общества, как и граждане, будут получать расчетный счет в единой платежной системе. И аналогичные депозитарные счета (впрочем, при невозможности владеть акциями, использоваться они будут ограниченно).
При учреждении общества собственник должен будет обратиться в Регистратор, при выпуске ценных бумаг - предоставить проспект эмиссии в офис платежной системы. После публикации проспект будет доступен для изучения всем гражданам страны как потенциальным инвесторам, или строго определенной группе лиц по выбору инициаторов эмиссии. Приобретение ценных бумаг осуществится парой нажатий клавиш.
Налоги и аудит
Частная аудиторская и рейтинговая деятельность должны быть запрещены. Функции аудита отойдут к налоговой полиции, она же по итогам ежегодной проверки будет присваивать соответствующий рейтинг надежности. Квалифицированные профессионалы, работающие в этих сферах, должны будут выбрать: перейти в бухгалтерию и внутренний аудит бизнеса или вступить в новые, квалифицированные и высокооплачиваемые, ряды налоговой полиции. Можно даже сначала сделать совсем просто и грубо: при приеме на службу партнера крупной аудиторской фирмы автоматически зачислять в чине полковника или генерала, менеджера - лейтенанта (капитана) и т.д. Такая реформа не только повысит финансовую прозрачность бизнеса, но и, по понятным причинам, существенно улучшит собираемость налогов. Также это позволит следить за отчетностью компаний, попадающей в статистические обзоры, чтобы избегать приписок или занижения реального производства, что жизненно важно для проведения государством сбалансированной финансовой политики.
Налоговая система должна быть упрощена. В принципе, естественные монополии сами по себе могут генерировать приличный доход для государственных нужд, а аудит компаний со стороны налоговой службы наверняка сократит уклонение от уплаты налогов и всяческие "оптимизации". Эти меры позволят снизить (или отменить) ставку налога на прибыль и оптимизировать подоходный налог, а заодно отказаться от всевозможных крайне сложных в администрировании косвенных налогов типа НДС. Для сглаживания социального неравенства шкала подоходного налога должна быть прогрессивной: чем больше доход, тем больший процент уходит на налоги. Учитывая, что у юридических лиц собственниками могут быть только физические лица, то вообще можно освободить компании от налога на прибыль. Они все равно должны будут ее распределить собственникам (этого можно добиться через нормирование амортизации, инвестиционных программ и установление специального налога на нераспределенную прибыль), а те уже заплатят подоходный налог. Параллельно хозяйственным обществам запретят представительские расходы, чтобы люди не уклонялись от подоходного налога через всяческие корпоративные машины, обеды, турпоездки, квартиры и прочее…
Представим систему, где акционерами компаний могут быть только физические лица. Нам надо стимулировать предпринимательскую инициативу, и мы отменяем вообще все налоги для хозяйственных обществ: нет косвенных налогов типа НДС, нет даже налога на прибыль. Только делай. Бухгалтерия и взаимоотношения такой компании с государством существенно упростятся. Только раз в год будет обязательный аудит, проводимый налоговой службой, и присвоение рейтинга надежности. У компании будет обязательство в течение 1-2 лет реинвестировать или распределить прибыль. Можно ввести какой-нибудь существенный налог на нераспределенную и нереинвестированную в течение 2 лет прибыль. Либо расширяй бизнес, либо распределяй деньги собственникам. Поскольку собственники - физические лица, дивиденды учитываются в их совокупном доходе и подпадают под подоходный налог. По специальному заявлению можно освобождать от налога суммы, направляемые собственниками в новые компании в виде инвестиций. Шкалу подоходного налога следует сделать прогрессивной, когда на первые, например, 200 тыс. в год не платится ничего. На следующие 800 тыс. 20%, далее 30% и так далее. Такая мера немного снизит имущественное расслоение общества, выровняв доходы. У владельцев бизнесов должен быть выбор: реинвестировать прибыль, распределить ее и попасть под жесткую прогрессивную шкалу подоходного налога, снизить цены и чистую прибыль. Т.е. либо расширяй дело, либо плати налоги. Как вариант: снижай цены и не создавай сверхприбыль, чтобы не работать на налоговую службу.
Торговля
В торговле целесообразно создать систему государственных универмагов, предлагающих стандартную корзину базовых потребительских товаров по максимально доступным ценам. Параллельно необходимо всячески стимулировать создание частных и кооперативных магазинов и рынков, ориентированных на высококачественные и разнообразные товары (в том числе ручной работы) и свежие продукты местного производства. Мы должны помочь производителям выйти на широкий рынок сбыта продукции.
Внешняя торговля должна быть поставлена под жесткий контроль, чтобы по возможности стимулировать внутреннее производство и сохранять внешнеторговую валюту для исключительно важных и необходимых товаров. Впрочем, при условии, что наша система Гармонии представляет себя глобальной, последовательное политико-экономическое расширение территории будет все больше сокращать внешнюю торговлю и расширять внутреннюю. В пределе вся экономика Земли будет включена в хозяйственную систему Гармонии.
Медицина и Страхование
Из принципов близости и справедливости прямо вытекает, что здравоохранение должно стать бесплатным. Мы можем опереться на наш опыт СССР, или на современный опыт Великобритании, Канады или Кубы. При этом вряд ли стоит запрещать частную врачебную практику: пусть действительно высококлассные специалисты получат возможность сократить часы приема граждан и посвятить себя рассмотрению особо тяжелых случаев. Можно лишь добавить обязательный день диспансеризации, который должен быть прописан в КЗоТе как дополнительный день отпуска для работника. Люди трудоспособного возраста должны проходить ежегодный медицинский осмотр, чтобы повысить профилактику заболеваний и снизить расходы на лечение. Пропуск без уважительной причины будет караться осязаемым штрафом. Оплата работников медицинских учреждений должна быть тем выше, чем меньше заболевших на вверенных им участках. Профилактика, разъяснительная работа и обучение станут ключевыми направлениями деятельности медицины. Должен быть выбор: много работы с больными и маленькая зарплата, или много работы со здоровыми и большая зарплата.
Государственную монополию следует распространить и на страховой бизнес. Сейчас, как следует из названия, он представляет собой частный бизнес, нацеленный на максимизацию прибыли путем получения наибольшей разницы между продажей страха (запугиванием, страхованием) по высоким ценам и минимальной компенсацией за ущерб или отказом в возмещении по миллиону оснований. Страховая компания должна быть одна, и называться будет Касса Взаимопомощи. Это бесприбыльная государственная организация, нацеленная на аккумулирование средств для помощи пострадавшим. Она же займется ОСАГО/КАСКО, и для всех будет единая шкала в зависимости от стоимости автомобиля, водительского стажа, аварийности.
Меры по минимизации имущественного расслоения
Как известно, сильное имущественное расслоение общества снижает совокупный спрос. Для повышения последнего следует принять меры по сглаживанию неравенства в доходах населения.
Например, принципы близости и справедливости предусматривают сглаживание конфликта между трудом и капиталом. В идеале труд и капитал должны перемешаться между собой, стать ближе, а результаты труда распределяться справедливее. Сегодня труд становится все более творческим, и необходимо предусмотреть организационно-правовые формы для коллектива творцов, объединенных общим делом созидания. Как вариант можно возродить что-то вроде цеховой системы. Работник предприятия автоматически становится его акционером. Например, обязать все общества не менее 30% капитала распределять среди работников. Каждый сотрудник получает право выкупить часть акций, со стажем и ростом рейтинга социальной значимости его доля в предприятии увеличивается. Таким образом он участвует в распределении прибыли, созданной его трудом. При выходе на пенсию или уходе из компании акции надо продать сотрудникам или самому обществу: это необходимо сделать для того, чтобы акции не уходили от работников. Возможно, придется сразу создавать 2 класса акций: обыкновенные и трудовые, и запретить по последним наследование, а также владение бывшими сотрудниками. Впрочем, можно сделать исключение для работников с большим стажем, и возвращать акции только после их смерти.
Приходя на работу, новый сотрудник получает право на участие в обществе. Ему дается начальный лимит по акциям и срок для их выкупа. Со временем лимит увеличивается, акциями можно и премировать. В результате старожилы станут довольно крупными собственниками предприятий. При увольнении акции продаются обществу для дальнейшей реализации среди новых и остающихся работников. Соответственно, к ежегодному доходу по акциям добавится прибыль от их текущей рыночной стоимости в случае, если предприятие успешно. Ведь рынок по ценным бумагам все равно будет, пусть в формализованном виде внутри Единой платежной системы. Плюс как минимум вернутся все затраты на приобретение акций.
Не должен пострадать и принцип самостоятельности, подразумевающий свободу перемещения и выбора места работы. Доля участия студента без опыта минимальна: легко купить с первых зарплат. А переход с места на место будет включать продажу доли, получение денег и приобретение на них соответствующей статусу доли на новом месте работы.
Далее, можно установить правило максимального разрыва в окладах внутри одной организации. Чтобы разница в заработной плате между самым высокооплачиваемым сотрудником (руководителем) и самым низкооплачиваемым (уборщицей, курьером) не могла составлять, например, более 10-12 раз. Это уберет абсурдные ситуации, когда один может получать в месяц (или в виде премии) 10-30 годовых доходов другого.
Параллельно следует запретить практику выплаты денежных премий. Поощрять работника только через повышение ежемесячного оклада. Достижение рабочим или менеджером плановых показателей является просто работой, превышение - отличной работой. Хорошо работает - следует повысить зарплату и долю в предприятии. Плохо - понизить или даже уволить. Денежные премии следует сохранить только за государством, как поощрение за важное достижение в науке, спорте, военном деле. Как приложение к награде (медали, ордену, званию) и дополнительным баллам социальной значимости.
Выше мы говорили, что при условии установления требования, чтобы акционерами хозяйственных обществ были исключительно физические лица, можно полностью освободить компании от налогов. Просто обязать их распределять прибыль сверх инвестиционной программы. Тогда основным налогом в стране станет подоходный.
Заработная плата, дивиденды и прочие поступления будут учитываться в совокупном доходе человека и облагаться подоходным налогом по прогрессивной шкале. До определенного уровня ставка 0%. Малообеспеченные граждане не должны терять еще и на налогах. Потом планка 20%, с еще более высокого уровня - 30% и т.д. Да, сложно рассчитывать, зато справедливо: бедные не платят, а богатые платят относительно больше, чем средний класс.
Подоходный налог должен быть универсальным, т.е. должен учитывать и собственно подоходный налог, и все социальные сборы.
Налоги должны также играть роль социального стимула. Допустим, для холостых совершеннолетних граждан устанавливается базовая шкала. Создание семьи влечет за собой автоматическое повышение планок вдвое для семейного дохода. Если работают оба, то разницы нет, но если кто-то один остается дома, то доход другого подпадает под существенно более льготную ставку (с повышенными вдвое планками прогрессивной шкалы). Возможно, множитель будет не 2, а 2 и х/10, что сделает создание семьи сразу выгодным мероприятием, даже при обоих работающих супругах. Аналогично следует поступить с рождением детей: каждый ребенок поднимет планки еще выше, высвобождая из-под налога все больший доход. Чем больше детей, тем меньше налогов.
Помимо прогрессивной шкала налога, трудовых акций и ограничения на разрыв в окладах внутри одной организации можно ввести потолок по семейному банковскому счету. Например, баланс свыше 100 млн. рублей станет облагаться небольшим процентом в пользу государства. А поскольку счет у семьи может быть только один, это окажет стимулирующее воздействие на людей возвращать деньги в хозяйственный оборот через потребление или инвестиции.
Не следует забывать и такие меры, как лимит по количеству недвижимости в собственности одной семьи, отсутствие финансовых рынков в современном понимании, устранение ростовщического процента и невозможность наживаться на обладании деньгами. Закрытость внешнего рынка также снизит желание выколачивать лишнюю прибыль с целью вывоза капитала.
В конечном счете всем предпринимателям должна быть донесена мысль, что они в первую очередь творцы и созидатели, исследователи и изобретатели. Не надо цепляться за норму прибыли, не надо стремиться наращивать ее любой ценой. Больше инвестируй, а если уже некуда, то снижай цены, или создавай некоммерческие фонды и занимайся благотворительностью (хотя самой лучшей помощью людям будет снижение цен на продукты экономической деятельности). Необходимо внедрить в общество новую хозяйственную, поведенческую и потребительскую парадигму, где прибыль и конкуренция становятся не целью, а лишь средством, и лишние деньги богатых в любом случае возвращаются в оборот.
Далее поговорим об
Обществе и Государстве.