73 назад произошло страшное наводнение на реке Колыме, в результате которого покорители Северо-Востока едва не лишились единственного моста, с большим трудом переброшенного через полноводную реку. Об этом событии рассказывает в своей книге Лев Гордон (со ссылкой на книгу Лукина):
...Почти вся вода (97%) протекает в 5 теплых безморозных месяцев. Обычно в году два паводка - весеннее половодье с пиком в июне и осенне-летним дождевым паводком (август-сентябрь). Максимальные наблюденные расходы весеннего половодья (1951 г) составили 8500 м3/с; максимальные ливневые паводки имели место в 1939 году, расход воды в паводок составил 12200 м3/с или в 4-5 раз больше расхода Невы. Согласно науке гидрологии паводки, аналогичные паводку 1939 года могут повторяться с частотой раз в 500 лет. Средний подъем уровня при дождевых паводках составляет 5,5м, наибольший наблюденный 11м. Многолетняя амплитуда колебаний уровня воды в створе Колымской ГЭС 16м. Интенсивность подъема воды может составлять 5-6м в сутки. На 217-километровом участке от Колымской до Усть-Среднеканской плотин река Колыма принимает в себя четыре крупных притока (Бахапчу, Дебин, Оротукан, Таскан) и множество мелких. Среднемноголетний расход реки почти удваивается, а расходы весенних половодий и дождевых паводков достигают фантастических значений (13 000 м3/с в 1950 г. и 17900 м3/с в 1939 г.). С такой рекой шутки плохи.
Так случилось, что катастрофический паводок конца августа 1939 года пришелся на время правления в Дальстрое генерала Павлова. Мост через Колыму был запроектирован в 1935 году инженером С. Н. Семеновым. Строило мост УДС (Управление дорожного строительства), которое возглавлял И. В. Запорожец. Тот самый Запорожец, заместитель начальника НКДД г. Ленинграда, который вместе со своим начальником Медведем не уберег С. М. Кирова. После убийства Кирова и Медведь, и Запорожец были сняты со своих постов и отправлены на Колыму под начало Э. П. Берзина. Мост был построен в мае 1937 года. В результате ливневых дождей 22-24 августа 1939г вода в реке поднялась на 11,5м. Опоры моста были затоплены полностью, арки моста были под водой на треть высоты. Затоплены были все прибрежные поселки, в том числе и Дебин. Паводковые воды размывали берега, сносили деревья и строения. У моста образовались заторы...
Вот как описывал это событие в своей книге И. И. Лукин:
Начальник Дальстроя К. А. Павлов, находившийся в это время в Ягодном, тут же прибыл на место надвигающейся катастрофы и взял руководство в свои руки. Автомашины, идущие с грузом в Ягодинский и Сусуманский районы, он приказал загнать на мост, заполнив всю его длину по правой стороне, а возвращающиеся в Магадан порожняком, загрузив камнем, загнал на мост с другой его половины. Тяжелые машины стояли впритык друг к другу по всей многометровой длине моста и своей тяжестью помогали выстоять деревянным конструкциям под свирепым напором сбесившейся реки. Трое суток длилась борьба со стихией. Заторы у моста взрывали. К. А. Павлов руководил этими работами, и в любое время суток можно было видеть на мосту его неподвижную, как изваяние, фигуру. На дрожавший под напором воды мост Павлов не пускал никого. Перегруженный мост устоял, но многие узлы пролетных строений были нарушены. Спасая мост, Карп Александрович Павлов находился на нем под проливным дождем в общей сложности двое суток, после чего серьезно заболел.
Ни один строитель не рискнул бы так перегрузить мост, прогиб моста в середине пролета составлял 35 сантиметров. Выручила колымская лиственница, из которой построен мост - гнется, а не ломается.
_____________________________________________________________________
Гордон Л. А. «Золотая» Колыма: Герои не нашего времени - СПб.: Алетейя, 2010
Лукин И. И. Первостроители: Из истории стр-ва на Крайнем Северо-Востоке СССР - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1987
Колымская библиотека Колыма в среднем течении
Снимок с
http://img-fotki.yandex.ru Знаменитый мост
Снимок с
http://i1029.photobucket.com/albums/y356/magoboz/