О матѣ

Jun 10, 2020 16:32

Изъ текста ниже должно быть очевидно, но мало ли... Въ общемъ, въ прошлыхъ жизняхъ у автора были перiоды, когда онъ разговаривалъ матомъ - и лишь съ замѣтнымъ усилiемъ безъ такового. Такъ что очень прошу не пытаться меня просвѣщать, а также не иллюстрировать увядающiя выразительныя возможности мата съ помощью обширныхъ цитатъ, видосиковъ и прочихъ картиночекъ. Вся эта матерная экспрессивность, если вы не замѣтили, за многiе годы избыточнаго употребленiя изрядно протухла (ужъ для меня-то точно), такъ что стирать цѣнныя иллюстрацiи я буду лѣниво и хладнокровно. Кромѣ того, вообще не обязательно всё это читать какъ текстъ "противъ мата", можно и просто какъ матерiалъ для пониманiя и осознанiя происходящаго.

1. Матъ работаетъ какъ цензура: многiя темы нельзя поднять или всерьёзъ обсуждать въ присутствiи матерящагося собесѣдника.

(Обратное невѣрно: я не знаю темъ или ситуацiй, гдѣ безъ мата нельзя было бы, при желанiи, обойтись.)

Этотъ пунктъ - для меня сравнительно неважный, но самый очевидный. А для васъ?

2. Слова всегда сохраняютъ свой буквальный смыслъ. Никакое метафорическое употребленiе, хотя бы и затасканное, этого не отмѣняетъ. Буквальный смыслъ всегда "работаетъ", хотя бы неявно. Буквальный смыслъ матерныхъ словъ очевиденъ и общеизвѣстенъ. По-хорошему достаточно было бы просто помнить объ этомъ, чтобы материться (особенно въ фоновомъ режимѣ) слегка расхотѣлось.

3. Буквальный смыслъ очень многихъ матерныхъ выраженiй исходно спецiально конструировался какъ оскорбительный (по мѣркамъ культуры, въ рамкахъ которой большинство ихъ придумано). Часто - смертельно оскорбительный (опять же, по мѣркамъ тогдашней культуры). И это тоже всегда работаетъ, независимо отъ затасканности этихъ выраженiй (въ отношенiи если не собесѣдника, то предмета рѣчи и т. п.). Если человѣкъ дѣйствительно "не это имѣлъ въ виду" (совсѣмъ-совсѣмъ), онъ могъ бы выразиться иначе. Ну или онъ уже что-то сдѣлалъ со своими ушами (обычное дѣло, я про себя такое тоже помню). Это поправимо, достаточно просто иногда прислушиваться.

4. Матъ - это не "круто". Матъ (какъ фоновый элементъ рѣчи) распространился среди людей, которые въ отвѣтъ на смертельное оскорбленiе (см. выше) не могли ни съѣздить по мордѣ, ни вызвать на дуэль. Среди людей очень несвободныхъ и очень запуганныхъ - настолько, что словесныя оскорбленiя были неважной мелочью. Языкъ людей, которые "никуда не дѣнутся". Это тоже слышно.

(И какъ примѣчанiе къ этому пункту - лучше не материться при людяхъ, которые, чисто технически, могутъ васъ, напримѣръ, убить. Или убить кого-то другого. Или просто сильно испортить вамъ жизнь. Даже если кажется, что матъ поможетъ сойти за своего и т. п. - не стоитъ.)

5. Кстати, насчётъ "сойти за своего". Матъ (какъ и вообще грубость) - вовсе не признакъ искренности или непринуждённаго общенiя. Это вещи въ лучшемъ случаѣ перпендикулярныя. Врать или лицемѣрить матъ совершенно не мѣшаетъ (или даже помогаетъ - на его фонѣ многiе обертона теряются). А кромѣ того, въ вашемъ окруженiи (и даже конкретно въ той компанiи, гдѣ всѣ непринуждённо матерятся), скорѣе всего, есть люди, на которыхъ матъ дѣйствуетъ противоположнымъ образомъ. (Да, они этого не показываютъ. Лицемѣрятъ.)

6. Привычкой разговаривать матомъ легко заразиться - и существенно труднѣе отъ нея избавиться. А ещё труднѣе - если вы сами материтесь регулярно, уже давно "ничего такого" не имѣя въ виду - замѣчать (или угадывать), когда собесѣднику вашъ матъ непрiятенъ. На этотъ счётъ люди дѣйствительно привыкли лицемѣрить.

7. Но не говорить матомъ вслухъ - это вообще-то легко. Довольно элементарный уровень самоконтроля. Совсѣмъ другое дѣло - отучить себя отъ мата во внутренней рѣчи, въ мысляхъ. Нужны буквально годы усилiй - чтобы, скажемъ, въ стрессовой ситуацiи вмѣсто матернаго междометiя первымъ въ голову приходило что-нибудь болѣе адекватное.

(Всѣ пункты выше были про матъ въ общенiи, "вовнѣ". А теперь пошли пункты про то, какъ онъ работаетъ внутри. Субъективно для меня они важнѣе.)

8. Ну и поговоримъ наконецъ объ очевидномъ. Матъ - это же типа про сексъ, гениталiи и т. п. Мы тутъ такiе раскрѣпощённые, свободно всё это поминаемъ, не ханжи какiе-нибудь. Да?

Нѣтъ.

Какъ вамъ, напримѣръ, такое толкованiе употребительнаго матернаго выраженiя: "Я былъ близокъ съ вашей матушкой, и мнѣ не разъ удавалось доставить ей своими ласками самое изысканное наслажденiе"... ? Если задуматься - почему это звучитъ смѣшно, то лично мнѣ что-то сразу становится невесело. Разница между нормальной человѣческой сексуальностью и тѣмъ, что изображаетъ матъ, - вотъ такая. Я бы сказалъ, стрёмная.

Если честно, меня при погруженiи въ этотъ аспектъ матерной метафорики начинаетъ слегка мутить. А я вѣдь не чуждъ, напримѣръ, бiологiи и лингвистики (скажемъ, этимологiя обсценной лексики - а тамъ тоже надо вникать въ метафоры - для меня тема вполнѣ нейтральная). Пожалуй, я тутъ долженъ посовѣтовать читателямъ вслѣдъ за мной этой дорогой не ходить, т. е. въ разборъ буквальныхъ значенiй и конкретныхъ образовъ - не погружаться. Незачѣмъ. Достаточно просто принять къ свѣденiю.

А къ свѣденiю принять нужно вотъ что. Сексъ - это что-то унизительное, утомительное, безсмысленное, непрiятное (ОК, какъ рѣдкое исключенiе - пара выраженiй предполагаютъ прiятность, но не болѣе). Анатомическiя метафоры (большинство ихъ) подразумѣваютъ какое-то сюрреалистическое уродство или неестественность - въ планѣ размѣровъ, расположенiя, степени чувствительности и т. п. (подразумѣваютъ въ томъ смыслѣ, что иначе не склѣивается картинка, стоящая за метафорой). Или же конкретные органы сами по себѣ символизируютъ нѣчто уродливое, плохое, ничтожное (и т. п.). Вотъ такая раскрѣпощённость. Почему-то оперирующая плодами крайне закомплексованнаго воображенiя. Да просто больного, сдаётся мнѣ...

Настолько ли вы ненавидите человеческую сексуальность, чтобы держать въ мысляхъ (и регулярно актуализировать) настолько обезображенное представленiе о ней? (А если всё-таки ненавидите - скажемъ, изъ религiозныхъ или ещё какихъ-нибудь соображенiй - то тѣмъ болѣе непонятно, зачѣмъ её такъ грубо теребить, въ собственной-то головѣ.)

Для меня лично это въ какой-то моментъ былъ довольно-таки вѣскiй поводъ почистить мозги - отъ мата и всего съ нимъ связаннаго.

(Этотъ аспектъ - матерную трактовку эротики - слѣдовало бы помянуть и среди "внѣшнихъ" пунктовъ. И я бы тогда заговорилъ о практикахъ выжиганiя въ людяхъ сексуальности, ставшихъ обязательнымъ элементомъ повседневности. Но это слишкомъ широкая тема, въ постингъ не помѣщается.)

9. Но мнѣ важнѣе другое. Тутъ умѣстно возвращенiе къ первому пункту - про темы, которыя матъ закрываетъ. Разумѣется, это работаетъ и внутри одной головы. Та или иная тема не всплываетъ по естественной ассоцiацiи. Или требуетъ дополнительнаго усилiя самоконтроля, безъ котораго сползёшь на что-то болѣе плоское. Просто не удержишь вниманiя на предметѣ. А кромѣ собственно темъ, отваливаются и многiя очевидныя трактовки той тематики, которая вродѣ бы сама по себѣ никуда не дѣлась.

При отказѣ отъ мата это медленно возвращается. Съ лагомъ гдѣ-то года въ два, пожалуй. Въ какой-то моментъ замѣчаешь разницу.

Подозрѣваю, у многихъ читателей нѣтъ возможности сравнить. У меня - есть. Вѣрить или не вѣрить - дѣло ваше, но я свидѣтельствую: разница велика, и касается важныхъ вещей.

10. Матерныя выраженiя когда-то были "сильными" - когда этотъ языкъ былъ табуированъ. То есть очень давно. Какое тамъ табу - среди людей, освоившихъ этотъ языкъ въ начальныхъ классахъ (какъ я) или ещё раньше (какъ мои одноклассники, у которыхъ родственники не стѣснялись материться при дѣтяхъ). Сейчасъ, когда авторовъ, точно не употребляющихъ мата въ художественныхъ текстахъ, надо спецiально искать. Нѣту табу - нѣту и эффектовъ, порождаемыхъ его нарушенiемъ. Осталась фоновая муть - какъ своего рода привычное загрязненiе атмосферы, котораго не замѣчаешь, пока не подышишь свѣжимъ воздухомъ.

Но мнѣ интересно не это. Были когда-то люди, для которыхъ это табу было нормой. Это было не то, что сейчасъ можно воспроизвести въ какой-нибудь замкнутой общинѣ, потому что не было замкнутости, мiръ тогда принадлежалъ имъ. Людямъ, для которыхъ матъ былъ табуированъ. Если и попадалъ въ поле зрѣнiя, то лишь какъ маркеръ безконечной чуждости, не какъ возможная форма собственной рѣчи или мысли. Для меня этого табу исходно нѣтъ - и я не знаю, какъ оно было тамъ. Какъ это влiяло, напримѣръ, на эротическiе образы и сюжеты. Какiя темы остаются для меня (и всѣхъ насъ) закрыты, а тѣмъ людямъ были открыты. Насколько иначе они могли трактовать тѣ темы, которыя мнѣ остаются доступны. Я кое о чёмъ догадываюсь, но и только. Я никогда не буду знать точно.

Вотъ это должно было бы безпокоить всерьёзъ. Да, пожалуй, и безпокоитъ.

Upd.: Изъ снисхожденiя къ ятево-чуждымъ и ради удобства копипастящихъ и ссылающихся - безъятевая версiя этого текста.

слова, words, нравы, morals

Previous post Next post
Up