В пятницу в Синематеке показывали фильм "Двойная жизнь Вероники". Я его смотрел много раз (5-7).
Стал искать в Википедии и IMDB информацию про актёров.
Выяснилось:
Исполнитель роли дирижёра (
Aleksander Bardini) умер в 1995 году.
Исполнительница роли руководительницы хора (
Kalina Jędrusik) умерла в 1991 году.
Исполнитель роли Alexandre Fabbri - человека, в которого влюбилась французская Вероника - (
Philippe Volter) покончил с собой в 2005 году.
"Тогда" - лет 10 назад - я решил для себя: самые лучшие кинорежиссёры это Kieślowski, Вендерс и Ангелопулос. [Я уже упоминал, что не могу писать фамилию Kieślowski по-русски.] Вендерс попал в этот список, конечно, только из-за "Неба над Берлином". Кстати, исполнительница главной женской роли,
Solveig Dommartin, умерла в 2007 году.
Тогда же я решил, что лучшие писатели это Кундера, Умберто Эко и Павич. На тот момент я читал по одной их книге: "Невыносимая лёгкость бытия", "Маятник Фуко", "Хазарский словарь". Потом прочёл ещё по одной: "Бессмертие", "Имя розы"... какая же была вторая книга Павича?... Не сразу вспомнил: "Последняя любовь в Константинополе". Потом я прочёл ещё несколько их книг и подумал: как же должно быть им тоскливо от сознания того, что они написали 2 хорошие книги, до уровня которых им уже никогда не добраться? Впечатление от более ранних книг - несколько неуклюжие попытки нащупать стиль, приёмы (к Умберто Эко это не относится, т.к. "Имя Розы" - первый его роман). От более поздних - не менее неуклюжие попытки ещё раз использовать однажды найденное, натянуть на новые обстоятельства и персонажи... Но вдохновение прошло, текст получается более автоматический, что ли, видно, как сюжет насильно притянут к приёмам. [Это отчасти ответ Толику на вопрос о Кундере.]
Кстати, я не люблю покупать одну и ту же книгу во второй раз (если первая потерялась, например). Ощущения не те. Что же говорить о тех, кто пишет. У них тоже ощущения не те, когда в n-ный раз одинаковое пишут. Что же делать?..