first cat

Jan 02, 2024 12:07

Эта запись, как говорится, будет интересна тем, кто занимается математикой и её преподаванием.

Один анонимный юзер прислал мне сегодня такую картинку:


Read more... )

cats, mathematics

Leave a comment

Comments 16

buddha239 January 2 2024, 15:28:48 UTC

Я где-то читал:), что проблема не в точности измерений, а в том, что исходное соотношение изотопов известно довольно приблизительно.

Reply

i_eron January 2 2024, 17:28:11 UTC

Я даже слышал краем уха, что это отношение постепенно меняется во времени, и на это изменение вводят поправку-калибровку, отчего датировки в углеродных годах бывают простые, а бывают калиброванные. Сама калибровка неточная, хотя её постепенно уточняют, в результате чего более новые статьи калибруют иначе, чем более старые, и иногда старые данные потом перекалибровываются, когда цитируются в новых статьях. С другой стороны, некорорые авторы ленятся уточнять, говорят ли они о "калиброванных углеродных годах", и если да, то о каких именно, внося в дело дополнительный бардак.

Ещё я слышал, что прямое измерение долей изотопов в костях - не так уж и просто, потому что в зависимости от того, где они лежали, углерод в них постепенно замещается. Иногда даже мерят не сами кости, а, допустим, золу костра рядом, если это кости съеденного или похороненного людьми животного. Всё это вносит дополнительную неуверенность в датировке, иногда решающую.

Но в этой конкретной задаче дело, очевидно, не в этих уточнениях, а как раз в точности измерений. В ( ... )

Reply

buddha239 January 2 2024, 18:13:51 UTC

Еще, вроде, и от места зависит? И поправки, ЕМНИП, могут быть в несколько сотен лет. Так что ответ "4000 лет", пожалуй, неплох - но стоит подумать, почему именно.

Reply

i_eron January 2 2024, 19:53:41 UTC

Да, я не совсем правильно написал, признаю. Я автоматически отнёсся к этой задаче, как к задаче по экспериментальной физике. Решающий должен знать принцип углеродной датировки и (где подсмотреть) период полураспада C-14, должен понимать про значащие цифры в измеренных данных, а в остальном отнестись к задаче, как к вещи-в-себе, без груза предполагаемых археологических подробностей. Но можно видеть эту задачу, как задачу по археологии, и написать длинное эссе, перечисляя вероятные вклады в неточность ответа.

На самом деле оба предположения весьма сомнительные, ведь это учебник по алгебре и тригонометрии, так что решающий не должен знать вообще ничего про какую-то там археологию или точность измерений, он просто должен щёлкать формулы в чистом платоновом мире. Непонятно даже, откуда в условии взялось это странное слово "приблизительно".

Reply


ext_6209454 January 2 2024, 17:55:27 UTC

Если бы мне в учебнике понадобилась картинка с котом, я бы тоже сфотографировал своего.

А то с копирайтами замучаешься разбираться.

Reply

utnapishti January 2 2024, 21:32:09 UTC
Конечно, задачу про дохлого кота честнее своим котом иллюстрировать, чем соседским - но включать такую задачу в учебник это не то чтобы необходимость... А вы знаете автора? "На Западе" о его творчестве много спорят, но я не знаю, дошла ли его слава до Украины.

Reply

ext_6209454 January 3 2024, 08:06:42 UTC

Нет, я автора не знаю. Но я вообще далек от школьных учебников алгебры. Когда вы раскроете секрет - может быть, посмотрю этот учебник, потому, что сам думаю над школьным учебником по статистике (математической).

Что до дохлых котов, то помню, как- то в фейсбуке обсуждали школьную детективную задачу на экспоненты: для проверки алиби определить время убийства по температуре трупа, используя экспоненциальную зависимость температуры от времени. Кажется, там в немецком задачнике решение было абсурдным с точки зрения физики: экспонента устремлялась к 0 по Цельсию, а не к температуре окружающей среды. Мнения обсуждавших разделились: одни считали, что школьникам нужно давать физически правильное решение, а другие - раз в учебнике экспоненциальная зависимость определяется именно так, значит, так и надо.

Очень была поучительная была дискуссия. Тут вот выше - похожие соображения по поводу углеродных датировок.

Reply

utnapishti January 3 2024, 12:32:03 UTC
Есть такой затейник - настолько ненавидит детерминанты, что написал целый учебник линейной алгебры, где даже собственные значения без детерминантов ввёл. Среди преподающих алгебру модно спорить это круто и так и надо, или всё-таки перебор. Ну и стиль у него такой узнаваемый, что я, увидев иллюстрацию с котом, сразу на него подумал.

Reply


Leave a comment

Up