Писать что-то про "Еву" - своего рода китч, как в принципе, так и для меня лично: уже слишком много всего сказано и написано. Пожалуй, я не знаю аниме, вокруг которого наблюдалось бы такое кипение мысли. Впрочем, оно и неудивительно, ведь это - тот самый пример, который наглядно доказывает, что любой, даже самый плоский жанр или стиль можно углубить, расширить, не потеряв при этом нить повествования.
Итак, "Евангелион". Сколько на него титулов навешано - страшно сказать; чаще всего упоминают философию происходящего. И относительно большинства аниме - она там и правда есть, хотя на самом деле - на уровне среднего школьного возраста. Да и проблема бога и человека, в общем-то, не нова. Но - хорошо, обстоятельно и красиво раскрыта здесь. Я бы даже сказала, довольно нетривиально в плане изобразительных средств.
Психологизма - да, много. Избыточно много, но эта избыточность не мешает именно потому, что всего остального тоже - с перехлёстом: космогонии, перипетий сюжета, странных существ, флэшбеков... и в контексте всего этого - почти нормальными выглядят персонажи, среди которых, в общем-то, почти и нет ни одного живого. Скорее, нам показывают цветные картинки из кабинета психолога: вот один тип, вот другой. Чистые и незамутнённые. Казалось бы, это должно мешать? Но - нет, потому что где-то к середине понимаешь, что - в любом живом человеке есть черты каждого из этих персонажей. И выходит, что некто один - зритель! - смотрит с разных сторон на все поднимаемые вопросы. А дети с цветными волосами (да-да, первое известное мне аниме, где волосы у всех оправданно разноцветные) красиво, эффектно и с надрывом сражаются с врагами.
Кроме того, надо заметить, что многие персонажи "Евы" инвертированы относительно своих анимешных стереотипов. Вечно смеющаяся и выпивающая Мисато в глубине души страдает, бабник Кадзи оказывается работягой... даже компьютер где-то внутри себя - страдает и делает человеческий выбор. Казалось бы - амбивалентность - самое тривиальное человеческое качество; однако же - столь хорошо раскрытым и оговоренным я его ещё ни в одном аниме - не встречала.
Да, амбивалентность. Кстати, некоторое время назад я осознала, почему же герои Евы кажутся живыми - несмотря на свою истеричность. Они амбивалентны. Сложно подобрать двух персонажей, отношения между которыми были бы чётко определены как "любят" или "не любят" (хотя и можно - например, Рэй и Рицуко). Собственно, это-то как раз - очень реалистично передано.
Несмотря на то, что взаимоотношения персонажей я считаю лучшим, что есть в "Евангелионе", всё остальное там тоже - превосходно. Сложный сюжет с очень тонко проработанной мистической физикой, основанной на Каббале. Космогония. Драматичность. Динамика действия, грамотно уживающаяся с рефлексией и размышлениями. Всё это - очень хорошо.
Об изобразительной стороне хочется сказать отдельно. С одной стороны, рисовка - то есть именно её техническое воплощение - ничем не примечательна. С другой - дизайн персонажей, техники и оборудования - выше всяких похвал. Роботы-Евы (а "Евангелион" таки меха, ничего тут не поделаешь) на удивление выразительны. Кроме того, монтаж - то короткие рваные драки с мелькающими надписями, то зависающие по минуте кадры - весьма любопытен. И вообще, мне всегда нравилось, что у всех персонажей разная форма глаз, лица, губ. Это придаёт им довольно условную - но индивидуальность.
И, наконец, музыка. ОСТы "Евангелиона" входят в двадцатку моих любимых музыкальных альбомов вообще в истории музыки, факт. Особенно если выкинуть опенинг и эндинг.
В итоге, разумеется, 10/10. Там есть всё: динамичные бои, космогония, философия, задушевные разговоры, куча афоризмов, яркие персонажи... и очень стрёмная концовка, почти не объясняющая сюжета.
Тем не менее, при самом первом просмотре я поняла судьбы почти всех персонажей только по тому, что нам показали в оригинальной 25-26 сериях. По большому счёту, там всё есть. Просто неочевидно.