Произведения о стёршейся границе реальности и сна - не новость. Произведение о стёршейся границе реальности и сна, сделанное красиво, качественно и жутко - радостная не-новость. Но произведение, стирающее границу между аниме и зрителем - это, безусловно, достижение.
Вообще "Паприка" - фантастический триллер, повествующий о том, как в наиближайшем будущем изобрели устройство для путешествия по снам. Сны - разные (чаще всего - жуткие, конечно). А уж когда оное устройство крадёт Таинственный Террорист и сны разных людей сплетаются - начинается настоящая фантасмагория. Красивая, страшная и абсолютно ожидаемая от подобного жанра. В общем, даже не всегда до ожиданий дотягивающая: никакой логики происходящего, механизма - нам так и не объяснят, всё останется на уровне красивого глюка.
Но: периодически герои начинают обращаться к зрителю напрямую, глядя ему в глаза. Или по ним бегут титры. А также - с одной стороны, перемещаются они по плакатам и афишам (ну почему бы в Японии не висеть кинорекламе), с другой - сам фильм полон киноцитат, особенно в образах, которые выбирает себе Паприка. А финальное воплощение Главного Злодея довольно очевидно отсылает к "Газонокосильщику" (где - тоже: "сны и интернет - так похожи..."). И в итоге уже зритель начинает путаться в том, что ему хотели сказать; он, как Паприка, оказывается причастен к этому странному переплетённому миру, теряется в нём. И это, чёрт возьми, хорошо. Потому как - это - достижение самого главного эффекта.
Кстати, это тот редкий вид аниме, который строится не на типажах и персонажах - которые, если вдуматься, довольно тривиальны. Хотя - описанная выше постмодернистская загогулина не даёт нам воспринимать их до конца наивно. Полицейский с Душевной Травмой - что может быть банальнее? Вот только в итоге выясняется, что травмы-то и нет, а в полицейские он пошёл, потому что в детстве любил боевики. И так - во всём.
Слияние снов, города и кинематографа. Герой во сне поправляет наклон камеры - чтобы зрителю (мне!) кадр казался лучше. Да, это хорошо.
Что плохо - это отсутствие логики. Увы, вся эта красота так и остаётся на уровне галлюцинации, ибо - нам не поясняют - например - отчего герои иногда становятся прозрачными? Как именно реальность искажатеся в сон? И всё в таком духе. То есть - местами мне было искренне непонятно, что к чему.
Зато - есть глубокая ирония в том, что из четырёх героев-психологов ни один не является психически здоровым, причём они все не просто больны, они тяжело больны!
Об изобразительной стороне сложно высказываться. Интересный, местами просто изумительный монтаж, уместно-стрёмный дизайн окружающего мира... но - кажется, целью художника было показать уродливых людей. Это, безусловно, получилось, причём выразительно. Но,разумеется, они - почти все - вызывают неприязнь и скорее отвращение... увы? Вряд ли. Это - гармоничный элемент фантасмагории.
В итоге, наверное, где-то 7/10. Местами совершенно шедеврально, но другими местами - бессмысленно-путано, а также испорчено концовкой и дурацкой музыкой. Тем не менее, ради отдельных моментов его стоит смотреть, факт.
"Но что же было дальше?"