Вопрос по службе Усекновения главы Иоанна Предтечи

Sep 08, 2023 16:11


Здравствуйте, уважаемые участники сообщества и его читатели! Возникло такое недоумение: в службе Усекновения на литии Богородичен по смыслу явно Успенский.


Read more... )

источниковедение, богослужение: состав и особенности, историческая литургика и гимнография

Leave a comment

Comments 6

ustavschik September 8 2023, 13:17:57 UTC
Пока, не смотрев источники, выскажу только одно соображение: в Византии Успение не всегда праздновалось только до 22 или 23 августа. Существовала практика, согласно которой весь остаток августа имел успенские особенности. В частности, "похвальная" служба Божией Матери 26 августа (из которой позднее выросло сретенское празднование в честь Владимирской иконы) в русских рукописях XV - XVI веков включает успенские тропарь, седальны и канон, хотя отдание формально уже было.
Возможно, в наших Минеях уцелела особенность тех давних времён - не ограничивать чествование Успения только октавой после 15 августа.
По поводу успенских особенностей 2-й половины августа можно посмотреть статью Марии Борисовны Плюхановой «"Последование похвальное" 26 августа и русская традиция служб Богородичным иконам».

Reply

tatiana_sysnova September 9 2023, 17:24:42 UTC

Отец Максим, благодарю Вас за ответ! Направление поняла.

Reply


thapsinos September 8 2023, 20:07:31 UTC

В печатных греческих Минеях, включая старые издания, выписан или богородичен «Блажим Тя...», или вовсе ничего (просто: «и богородичен»). Однако в старопечатных русских (дониконовских) Минеях и как минимум в некоторых рукописных греческих Минеях - например, Sinait.gr.1627, 1361 года, - тот самый успенский богородичен, «Воспойте, людие». Чем-то напоминает спорадические включения песнопений Рождества в некоторые службы рождественского поста. И как правильно отметил о. Максим, некоторые продлевали попразднство Успения до самого конца августа, до праздника в честь положения пояса Пресвятой Богородицы (а история о поясе является продолжением рассказа об Успении). Почему эта стихира именно на литии - понятно. Стихиры на литии это, по сути, концерт. Они находятся между древней вечерней и прибавлением к ней, они не связаны ни с каким псалмом (то есть они не прибавлены к какому-то элементу службы, а существуют сами по себе), они - если только служба не написана криво - всегда являются самогласными. Для концерта нужен и богородичен поинтереснее ( ... )

Reply

tatiana_sysnova September 9 2023, 17:25:54 UTC

Потрясающе! Спасибо огромное!

Они находятся между древней вечерней и прибавлением к ней

А что за прибавление к древней вечерни?

Reply

thapsinos September 10 2023, 05:31:49 UTC

Наш чин вечерни восходит к тому чину вечерни, какой существовал в храме Воскресения («Гроба Господня») в IV-VII веках.

Он начинался с того, что аскеты пели псалмы, пока не придет епископ (епископ - по крайней мере, в IV веке - приходил ежедневно). К VI веку это было фиксированное псалмопение: 18 кафизма (что раньше: неизвестно). Почему-то еще позднее ее заменили на Пс 103, хотя 18 кафизма на вечерне все же в целом тоже сохранилась.
Епископ приходил, приветствовал всех (= «мир всем») и начинали петь собственно вечерние псалмы (= «Господи, воззвах»). Стихи псалмов перемежали краткими припевами, а в самом конце прибавляли песнопения (архаичный вариант прибавления: «Свете тихий», позднейший - стихиры; сохранилось то и другое). На псалмах у нас совершается каждение, а после них - вход и благословение свещеносцев; все эти священнодействия так или иначе связаны со входом епископа и его участием в службе. Порядок при этом немного поменялся: сначала псалмы, потом вход, благословение светильников и только в конце - приветствие.
После ( ... )

Reply


ieromonahambros October 1 2023, 03:38:19 UTC
На Афоне попразднство Успения правится не 7 дней, а 13, т.е. до праздника Усекновения. Поэтому странно, что песнопения Успения сохраняются после отдания его.

Reply


Leave a comment

Up