Вопрос по службе Усекновения главы Иоанна Предтечи

Sep 08, 2023 16:11


Здравствуйте, уважаемые участники сообщества и его читатели! Возникло такое недоумение: в службе Усекновения на литии Богородичен по смыслу явно Успенский.


Read more... )

источниковедение, богослужение: состав и особенности, историческая литургика и гимнография

Leave a comment

thapsinos September 10 2023, 05:31:49 UTC

Наш чин вечерни восходит к тому чину вечерни, какой существовал в храме Воскресения («Гроба Господня») в IV-VII веках.

Он начинался с того, что аскеты пели псалмы, пока не придет епископ (епископ - по крайней мере, в IV веке - приходил ежедневно). К VI веку это было фиксированное псалмопение: 18 кафизма (что раньше: неизвестно). Почему-то еще позднее ее заменили на Пс 103, хотя 18 кафизма на вечерне все же в целом тоже сохранилась.
Епископ приходил, приветствовал всех (= «мир всем») и начинали петь собственно вечерние псалмы (= «Господи, воззвах»). Стихи псалмов перемежали краткими припевами, а в самом конце прибавляли песнопения (архаичный вариант прибавления: «Свете тихий», позднейший - стихиры; сохранилось то и другое). На псалмах у нас совершается каждение, а после них - вход и благословение свещеносцев; все эти священнодействия так или иначе связаны со входом епископа и его участием в службе. Порядок при этом немного поменялся: сначала псалмы, потом вход, благословение светильников и только в конце - приветствие.
После фиксированных псалмов («Господи, воззвах») пели еще какой-то переменный (= прокимен), произносили молитвы (= «Сподоби, Господи», ектения), наконец, епископ преподавал всем благословение (= главопреклонная молитва) и прощался (= «мир всем»). Вот это и есть древняя вечерня.

Но, выйдя из храма, епископ не сразу уходил, а делал остановку у Голгофы (храмы на Святых местах в древности были совсем не такие, как сейчас; сейчас там постройки 11 века и позднее; Голгофа, в частности, находилась не внутри храма, а на площади). У Голгофы пели песнопения Кресту и произносили еще молитву. Это соответствует нашим стиховным стихирам.
Наконец, еще одна небольшая служба - это молитва перед сном, включающая, прежде всего, «Ныне отпущаеши». Вот это - стихиры Кресту (а позднее, просто стиховна) и «Ныне отпущаеши» - и есть прибавление к древней вечерне.
Плюс на всенощном бдении есть еще одно прибавление: благословение хлеба, вина и каши (= распаренная пшеница, сдобренная елеем), чтобы накормить монахов, пришедших в Лавру прп. Саввы со всех концов Иудейской пустыни для бдения.

Лития находится как раз между древней вечерней и прибавлениями; по самым старым редакциям Иерусалимского устава исхождение на литии совершалось не в притвор, как в поздних редакциях, а вовне храма, что соответствует выходу на Голгофу в древнем Иерусалиме.

Reply


Leave a comment

Up