Отцы, добрый день! У меня такой вопрос. Во время литургии после того, как закончилось причастие, священник благословляет народ рукой (осеняет крестным знамением) со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя…», что символически означает то самое благословение, когда Христос благословил апостолов во время Своего божественного Вознесения. Однако при словах «
(
Read more... )
Comments 22
Reply
В ходе литургии благословений много, но здесь речь идёт о символическом священнодействии Вознесения.
Reply
Reply
Думается мне, что благословением рукой на «Спаси, Боже, люди Твоя…» священник приготавливает причастников и укрепляет всех, вместе с апостолами стоящими на Елеоне, к принятию предстоящего благословения (Св. Потиром) возносящегося в Небеса Господа, которое священник вслух у Него испрашивает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!».
Возможно, что прошение «спаси и благослови» следует понимать и в смысле взятия предстоящих верных Христом к Себе на Небо и пребывание там с Ним, посольку частицы поминовений все вкладываются в Потир.
Reply
Reply
Думается, что благословение рукой священника на «Спаси, Боже, люди Твоя…» не обязательно символизирует благословение возносящимся Христом:
1.Священник в данный момент не должен символически восприниматься как Христос, поскольку Христа, видимым образом в это время литургии означает Святый Потир.
2.Вознесение Христово к этому моменту литургии еще не началось т. к. священник еще не произнес слова 56/107 Псалма: “Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!”
Следуя этой логике священническое благословение рукой - приготовительное.
Однако, если после благословения рукой, окаждение Потира на Престоле символически означает явившееся облако - “сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их”, а священник при этом произносит - “Вознесивыйся на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя!” - как продолжение и окончание ранее озвученного им “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”, то именно священническое благословение рукой и означает благословение учеников Христом, еще стоящим на Земле ( ... )
Reply
Слишком мудрёно…
Reply
Лично я считаю, что топикстартер совершенно прав: второе "благословение" Чашей - самопальная бессмыслица. В Служебнике об этом не просто не сказано, но прямо предписано иное: "Священник же, поклонився, и прием святый потир, и обращься ко дверем, зря на люди (а вовсе не выходя из царских ( ... )
Reply
Да, скорее всегда так.
Reply
Reply
Высыпание частиц в Чашу перед причащением народа - строго говоря, глупость: ведь есть риск причастить кого-о не Телом, а вынуто частицей! Впрочем, у греков, кажется, считается, что ВСЁ содержимое дискоса прелагается в Тело?
А я понаблюдал за своими попами, как они действуют. Большинство всё-таки народ Чашей не осеняет (хотя все видели, как это делают другие в других храмах). Но оказывается (раньше не замечал), в момент тайного произнесения слов "Благословен Бог наш" священник - вместо того, чтобы произносить это, как указано в Служебнике, стоя внутри алтаря лицом к народу , произносит это лицом к престолу (об этом я уже писал) и в это момент крестообразно осеняя Чашей антиминс (примерно так, как Евангелием на начальном возгласе Литургии). Это вот откуда взялось? Какой смысл в этом движении над антиминсом?
Reply
ВозглАс: всегда, ныне и присно является остаточным от полного псалма с конечной доксологией.
А вообще "благословение чашей" это что-то невразумительное, типа ставить чашу на головы.
Reply
Reply
Нет. Это окончание возгласа "Благословен Бог наш..." Всё здесь проще гораздо.
Reply
Это в современном чинопоследовании. А был антифон.
Reply
Leave a comment