Благословение после причащения.

Nov 09, 2022 13:41


Отцы, добрый день! У меня такой вопрос. Во время литургии после того, как закончилось причастие, священник благословляет народ рукой (осеняет крестным знамением) со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя…», что символически   означает то самое благословение, когда Христос благословил апостолов во время Своего божественного Вознесения. Однако при словах « ( Read more... )

литургия и ее чинопоследования

Leave a comment

Comments 22

areksi November 9 2022, 12:27:41 UTC
Строго говоря, тут нет благословения как такового, народу показывается Чаша со Св. Дарами со словами "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ", последнее слышно всем. А вообще в ходе Литургии много благословений...

Reply

ieromonahambros November 9 2022, 12:39:36 UTC
Да, и в Служебнике об этом «втором» благословении ни слова. Однако именно самой Чашей многие священники осеняют народ на «Всегда, ныне и присно…».
В ходе литургии благословений много, но здесь речь идёт о символическом священнодействии Вознесения.

Reply

areksi November 9 2022, 12:44:43 UTC
скорее, показывают чашу. мне встречалось мнение, что это отчасти коррелирует с католическими "показами", монстранциями...

Reply


victorfd November 10 2022, 07:21:57 UTC

Думается мне, что благословением рукой на «Спаси, Боже, люди Твоя…» священник приготавливает причастников и укрепляет всех, вместе с апостолами стоящими на Елеоне, к принятию предстоящего благословения (Св. Потиром) возносящегося в Небеса Господа, которое священник вслух у Него испрашивает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!».

Возможно, что прошение «спаси и благослови» следует понимать и в смысле взятия предстоящих верных Христом к Себе на Небо и пребывание там с Ним, посольку частицы поминовений все вкладываются в Потир.

Reply

ieromonahambros November 10 2022, 08:09:13 UTC
Но Писание нам не говорит о двух благословениях…. И в Предании такого я не встречал.

Reply

victorfd November 10 2022, 17:16:14 UTC

Думается, что благословение рукой священника на «Спаси, Боже, люди Твоя…» не обязательно символизирует благословение возносящимся Христом:

1.Священник в данный момент не должен символически восприниматься как Христос, поскольку Христа, видимым образом в это время литургии означает Святый Потир.

2.Вознесение Христово к этому моменту литургии еще не началось т. к. священник еще не произнес слова 56/107 Псалма: “Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!”

Следуя этой логике священническое благословение рукой - приготовительное.

Однако, если после благословения рукой, окаждение Потира на Престоле символически означает явившееся облако - “сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их”, а священник при этом произносит - “Вознесивыйся на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя!” - как продолжение и окончание ранее озвученного им “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”, то именно священническое благословение рукой и означает благословение учеников Христом, еще стоящим на Земле ( ... )

Reply

ieromonahambros November 12 2022, 08:06:21 UTC
благословение священнической рукой следует воспринимать как Благословение Христом еще стоящим на земле, а крестообразное осенение возносимого Потира и каждение перед Потиром на пути от Престола к Жертвеннику, как продолжающиеся излияния благословений Святого Вознесения

Слишком мудрёно…

Reply


psalomshchik November 10 2022, 11:44:39 UTC
Ох, сколько у нас благословений действительно! Например, на вечернем входе и на малом входе литургии священник целует икону Спасителя, потом поворачивается к молящимся и широким крестом благословляет весь храм, потом целует икону Богородицы и входит в алтарь, чтобы буквально тут же с горнего места благословить опять весь храм со словами: "Мир всем". Что-то знакомое, да? Два благословения подряд! А всё потому, что на входе священник должен благословлять не храм, а свещеносца (который сразу после этого должен уходить в алтарь, а не ждать, пока священник закончит свои дела на солее)! Кто об этом знает? (Знают единицы. Один киевский архимандрит в Ионинском, благословляя свещеносца очень маленьким, едва заметным движением руки, говорит ему: "Свободен".)

Лично я считаю, что топикстартер совершенно прав: второе "благословение" Чашей - самопальная бессмыслица. В Служебнике об этом не просто не сказано, но прямо предписано иное: "Священник же, поклонився, и прием святый потир, и обращься ко дверем, зря на люди (а вовсе не выходя из царских ( ... )

Reply

ieromonahambros November 12 2022, 08:04:50 UTC
Итак, никакого второго благословения не нужно.

Да, скорее всегда так.

Reply

ieromonahambros November 13 2022, 19:14:22 UTC
У греков, кстати, два раза благословляют Чашей: один раз на «Спаси, Боже, люди Твоя» - сразу после причастия (поминальные частицы они ссыпают в Чашу перед причастием), а второй раз на «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Reply

psalomshchik November 15 2022, 11:56:18 UTC
У греков чего только не бывает... Причём и хорошего, интересного и осмысленного, и плохого - от привыкания к алтарю, что ли...

Высыпание частиц в Чашу перед причащением народа - строго говоря, глупость: ведь есть риск причастить кого-о не Телом, а вынуто частицей! Впрочем, у греков, кажется, считается, что ВСЁ содержимое дискоса прелагается в Тело?

А я понаблюдал за своими попами, как они действуют. Большинство всё-таки народ Чашей не осеняет (хотя все видели, как это делают другие в других храмах). Но оказывается (раньше не замечал), в момент тайного произнесения слов "Благословен Бог наш" священник - вместо того, чтобы произносить это, как указано в Служебнике, стоя внутри алтаря лицом к народу , произносит это лицом к престолу (об этом я уже писал) и в это момент крестообразно осеняя Чашей антиминс (примерно так, как Евангелием на начальном возгласе Литургии). Это вот откуда взялось? Какой смысл в этом движении над антиминсом?

Reply


mgr_andrew November 13 2022, 16:36:50 UTC

ВозглАс: всегда, ныне и присно является остаточным от полного псалма с конечной доксологией.

А вообще "благословение чашей" это что-то невразумительное, типа ставить чашу на головы.

Reply

ieromonahambros November 13 2022, 18:28:38 UTC
А какой, отче, псалом там был?

Reply

psalomshchik November 15 2022, 11:57:52 UTC
> ВозглАс: всегда, ныне и присно является остаточным от полного псалма с конечной доксологией.

Нет. Это окончание возгласа "Благословен Бог наш..." Всё здесь проще гораздо.

Reply

mgr_andrew November 15 2022, 12:12:59 UTC

Это в современном чинопоследовании. А был антифон.

Reply


Leave a comment

Up