Отцы, добрый день! У меня такой вопрос. Во время литургии после того, как закончилось причастие, священник благословляет народ рукой (осеняет крестным знамением) со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя…», что символически означает то самое благословение, когда Христос благословил апостолов во время Своего божественного Вознесения. Однако при словах «
(
Read more... )
Думается, что благословение рукой священника на «Спаси, Боже, люди Твоя…» не обязательно символизирует благословение возносящимся Христом:
1.Священник в данный момент не должен символически восприниматься как Христос, поскольку Христа, видимым образом в это время литургии означает Святый Потир.
2.Вознесение Христово к этому моменту литургии еще не началось т. к. священник еще не произнес слова 56/107 Псалма: “Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!”
Следуя этой логике священническое благословение рукой - приготовительное.
Однако, если после благословения рукой, окаждение Потира на Престоле символически означает явившееся облако - “сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их”, а священник при этом произносит - “Вознесивыйся на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя!” - как продолжение и окончание ранее озвученного им “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”, то именно священническое благословение рукой и означает благословение учеников Христом, еще стоящим на Земле в момент начала Его Вознесения: “И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо”, а последующее, Потиром -тогда НЕ крестообразное - осенение храма и стоящих в нем (земной мiръ) - символическим совершением испрошенного (“Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!) - наведением Славы Вознесения на учеников и всю землю . Так может быть при условии, что Христос благословил учеников в своем Вознесении только один раз.
Возможен и третий вариант:
Не написано "и когда благословил их", но “И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо”. Из этих слов Писания можно предположить, что благословлял Христосъ в растянувшимся во времени Вознесении многократно, и всех, и каждого и всю Землю! В таком случае и благословение священнической рукой следует воспринимать как Благословение Христом еще стоящим на земле, а крестообразное осенение возносимого Потира и каждение перед Потиром на пути от Престола к Жертвеннику, как продолжающиеся излияния благословений Святого Вознесения.
В Литургии один и тот же элемент богослужения или один и тот же предмет одновременно символически может означать совершенно разное. Также по-разному, думаю, допустимо воспринимать и «Спаси, Боже, люди Твоя…».
Можно ли однозначно символически воспринимать перенесение Св. Даров с Престола на Жертвенник, как исключительно Вознесение? Думается мне, что нет, поскольку с дискоса уже все частицы помещены в Потир и в нем уже не только Христос, но и Богородица, и святые, и омытые грешники и вся уже Церковь! Несомненно что перенесение Потира с Престола на Жертвенник символизирует еще и грядущий Восьмой День.
Reply
Слишком мудрёно…
Reply
... сплошная мистика и символизм...
Reply
Leave a comment