Простите, я думаю, просто вопрос слишком специальный, чтобы кто-то мог ответить конкретно. Громов ссылается на канон из рукописи Большаковского собрания 1862 года. Дальше надо смотреть рукописи. Я посмотрел в интернете то, что есть в ТСЛ: в каких канонах нашёл, ничего подобного нет. Не помню, издавался ли канон официальной церковной властью, но если да, то скорее всего, в той же редакции, что в изданном в Лавре собрании сочинений, где ничего такого нет.
Учитывая, что прп. Максиму приписывались все подряд сочинения, начиная от св. Григория Богослова и до Вассиана Патрикеева, а потом он ещё веками служил поводом для старообрядческих фантазий, я бы был очень осторожен. В тексте есть какие-то странности, например, о том, что знание изменения часов бывает от Св. Духа, или что в Пятидесяницу Дух был послан не только на апостолов, но и на ангелов, хотя не знаю.
Огромное Вам спасибо. Такой ответ - тоже ответ, и весьма содержательный, потому что дает информацию к размышлению. Поскольку я не являюсь специалистом в этой области, то даже не знаю, что и где смотреть. Мне это нужно было, потому что этот текст использован в одном музыкальном произведении конца XVII века, именно в этой редакции, слово в слово. Меня это удивило, потому что обычно в текстах того времени есть и дониконовские варианты, сильно отличающиеся от современных. Значит, именно то, что официальная власть не издавала эти творения, и послужило залогом того, что они не изменились за эти годы, до момента издания в Лавре. Попутно возникает и еще один вопрос: а откуда эту молитву мог знать композитор конца 17 века, положивший ее на музыку? Если, как Вы пишете, цитируется по рукописи 1862 года, то были и более ранние копии. Вы что-нибудь знаете о них? Буду очень признательна за пояснения.
Честно сказать, я потыкался туда-сюда - никаких идей. Похоже, что автор знал гимны св. Симеона Нового Богослова, но я не уверен и не думаю, что это сильно ограничивает возможное количество авторов.
Comments 14
Reply
Учитывая, что прп. Максиму приписывались все подряд сочинения, начиная от св. Григория Богослова и до Вассиана Патрикеева, а потом он ещё веками служил поводом для старообрядческих фантазий, я бы был очень осторожен. В тексте есть какие-то странности, например, о том, что знание изменения часов бывает от Св. Духа, или что в Пятидесяницу Дух был послан не только на апостолов, но и на ангелов, хотя не знаю.
Reply
Попутно возникает и еще один вопрос: а откуда эту молитву мог знать композитор конца 17 века, положивший ее на музыку? Если, как Вы пишете, цитируется по рукописи 1862 года, то были и более ранние копии. Вы что-нибудь знаете о них? Буду очень признательна за пояснения.
Reply
Reply
Leave a comment