Простите, я думаю, просто вопрос слишком специальный, чтобы кто-то мог ответить конкретно. Громов ссылается на канон из рукописи Большаковского собрания 1862 года. Дальше надо смотреть рукописи. Я посмотрел в интернете то, что есть в ТСЛ: в каких канонах нашёл, ничего подобного нет. Не помню, издавался ли канон официальной церковной властью, но если да, то скорее всего, в той же редакции, что в изданном в Лавре собрании сочинений, где ничего такого нет.
Учитывая, что прп. Максиму приписывались все подряд сочинения, начиная от св. Григория Богослова и до Вассиана Патрикеева, а потом он ещё веками служил поводом для старообрядческих фантазий, я бы был очень осторожен. В тексте есть какие-то странности, например, о том, что знание изменения часов бывает от Св. Духа, или что в Пятидесяницу Дух был послан не только на апостолов, но и на ангелов, хотя не знаю.
Огромное Вам спасибо. Такой ответ - тоже ответ, и весьма содержательный, потому что дает информацию к размышлению. Поскольку я не являюсь специалистом в этой области, то даже не знаю, что и где смотреть. Мне это нужно было, потому что этот текст использован в одном музыкальном произведении конца XVII века, именно в этой редакции, слово в слово. Меня это удивило, потому что обычно в текстах того времени есть и дониконовские варианты, сильно отличающиеся от современных. Значит, именно то, что официальная власть не издавала эти творения, и послужило залогом того, что они не изменились за эти годы, до момента издания в Лавре. Попутно возникает и еще один вопрос: а откуда эту молитву мог знать композитор конца 17 века, положивший ее на музыку? Если, как Вы пишете, цитируется по рукописи 1862 года, то были и более ранние копии. Вы что-нибудь знаете о них? Буду очень признательна за пояснения.
Честно сказать, я потыкался туда-сюда - никаких идей. Похоже, что автор знал гимны св. Симеона Нового Богослова, но я не уверен и не думаю, что это сильно ограничивает возможное количество авторов.
Именем преп. Симеона надписана 1-я молитва в "Молитвах, чтомых на молебнах" (та, которая предназначена для чтения по 3-й песни). Однако 2-я, в которой и содержатся приведённые слова, как я уже сказал, анонимна. Ссылка в петроградском сборнике стоит на издание "Правило молебное к Божественному и покланяемому Параклиту Пресвятому Духу, творение инока Максима Святогорца", но выходных данных там нет. Интернет утверждает, что издание вышло в 1848 году в типографии Киево-Печерской Лавры, но у меня книги нет, проверить не могу.
Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице, святым угодником Божиим, чтомыя на молебнех и иных последованиих. Петроград, Синодальная типография, 1915. Молитвы Святому Духу из "Правила молебного" -- л. 221об. (1-я, по 3-й песни), л. 222 (2-я, по 6-й песни) и л. 222об. (3-я, по каноне).
Я, собственно, по другой причине заподозрил знакомство с прп. Симеоном. Во 2-й молитве есть прямо подобные симеоновым обороты. Например: " Прииди, всем хотящим спастися истинное чаяние" (молитва) "Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению!" (1й гимн прп. Симеона, Святому Духу; https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/izbrannye-gimny/1) "Прииди един ко единому: зане един есмь, якоже видиши. " (молитва) "Прииди Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь!" (гимн прп. Симеона)
Надо сказать, что и 1я молитва тоже содержит избранные стихи прп. Симеона из того же гимна: например, фраза "Прииди, Кристалловидный Животе и Вседержительная Деснице" параллельна словам гимна: "Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями! <...> Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница!"
Очень интересно! Спасибо, что пояснили свое мнение! Да, авторство склоняется в сторону прп. Симеона. А мог интерес к этой молитве во второй половине XVII века быть как-то (косвенно, конечно) связан с именем Симеона Полоцкого?
Авторство склоняется не в сторону прп. Симеона, а в сторону автора, его читавшего. Какой автор стал бы сам из себя выбирать цитаты для молитвы? Притом вряд ли предбельно аскетический писатель стал бы писать такое про звёзды и астрономию
Не знаю, что ответить на второй вопрос. Ну, например, вполне может быть, что прп. Симеон был небесным покровителем Симеона Полоцкого. С другой стороны, Симеона Полоцкого интересовали проповеди Фабера о Святом Духе, что отразилось в "Ветрограде духовном". У Симеона есть и свои стихи о Святом Духе. Надо, наверное, там прежде всего проверить параллели. Но по такому кусочку информации трудно что-то сказать.
Не помню, издавался ли канон официальной церковной властью Издавался. В составе "Зелёной" Минеи, в III майском томе, стр. 479 - 487. В той публикации только одна молитва -- "Приими, Владыко, Преблагий Параклите", в ней этих слов нет. Однако в "Молитвах, чтомых на молебнах" (л. 221об.) указано, что с каноном читаются 3 молитвы -- по 3-й песни, по 6-й песни и после канона. Эти слова содержатся во второй молитве, указанной для 6-й песни. Но и в этом сборнике она анонимна.
Местно преподобный почитался с конца XVI века -- его прославление было совершено по указу святого Патриарха Иова в 1591 году, потом оно угасало, но в Троице-Сергиевой Лавре с тех пор преп. Максим всегда чтился как святой, хотя к концу Синодального периода это и принимало несколько сюрреалистическую форму: тропарь ему пелся при служении панихиды на его могиле. Так что даже в дореволюционных источниках инок Максим Святогорец числился преподобным.
Ага, спасибо! Интересно, что в Стародевичьем монастыре, где Духов День - престольный праздник, этого канона не читают (бдение составлено из повечерия и утрени, на повечерии - канон Св. Духу из Триоди, а на утрени каноны Пятидесятницы).
Reply
Учитывая, что прп. Максиму приписывались все подряд сочинения, начиная от св. Григория Богослова и до Вассиана Патрикеева, а потом он ещё веками служил поводом для старообрядческих фантазий, я бы был очень осторожен. В тексте есть какие-то странности, например, о том, что знание изменения часов бывает от Св. Духа, или что в Пятидесяницу Дух был послан не только на апостолов, но и на ангелов, хотя не знаю.
Reply
Попутно возникает и еще один вопрос: а откуда эту молитву мог знать композитор конца 17 века, положивший ее на музыку? Если, как Вы пишете, цитируется по рукописи 1862 года, то были и более ранние копии. Вы что-нибудь знаете о них? Буду очень признательна за пояснения.
Reply
Reply
Ссылка в петроградском сборнике стоит на издание "Правило молебное к Божественному и покланяемому Параклиту Пресвятому Духу, творение инока Максима Святогорца", но выходных данных там нет. Интернет утверждает, что издание вышло в 1848 году в типографии Киево-Печерской Лавры, но у меня книги нет, проверить не могу.
Reply
Reply
Молитвы Святому Духу из "Правила молебного" -- л. 221об. (1-я, по 3-й песни), л. 222 (2-я, по 6-й песни) и л. 222об. (3-я, по каноне).
Reply
" Прииди, всем хотящим спастися истинное чаяние" (молитва)
"Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению!" (1й гимн прп. Симеона, Святому Духу; https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/izbrannye-gimny/1)
"Прииди един ко единому: зане един есмь, якоже видиши. " (молитва)
"Прииди Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь!" (гимн прп. Симеона)
Надо сказать, что и 1я молитва тоже содержит избранные стихи прп. Симеона из того же гимна: например, фраза "Прииди, Кристалловидный Животе и Вседержительная Деснице" параллельна словам гимна: "Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями! <...> Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница!"
Reply
Reply
Не знаю, что ответить на второй вопрос. Ну, например, вполне может быть, что прп. Симеон был небесным покровителем Симеона Полоцкого. С другой стороны, Симеона Полоцкого интересовали проповеди Фабера о Святом Духе, что отразилось в "Ветрограде духовном". У Симеона есть и свои стихи о Святом Духе. Надо, наверное, там прежде всего проверить параллели. Но по такому кусочку информации трудно что-то сказать.
Reply
Издавался. В составе "Зелёной" Минеи, в III майском томе, стр. 479 - 487.
В той публикации только одна молитва -- "Приими, Владыко, Преблагий Параклите", в ней этих слов нет.
Однако в "Молитвах, чтомых на молебнах" (л. 221об.) указано, что с каноном читаются 3 молитвы -- по 3-й песни, по 6-й песни и после канона. Эти слова содержатся во второй молитве, указанной для 6-й песни. Но и в этом сборнике она анонимна.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment