Разберем распространенные мифы.
Миф 1. Тайм-менеджмент и маленький ребенок не совместимы
Этот миф рождается от того, что практически у всех малышей нет четкого режима, в разное время просыпаются, спят каждый день по-разному, кушают тоже (особенно если по требованию). Какой уж тут, казалось бы, тайм-менеджмент? Но и в этой ситуации тайм-менеджмент отлично работает. Вы не можете управлять ребенком, но собой - вполне. Вы можете планировать дела по блокам (а не по часам). Например, пока ребенок спит, когда гуляет, когда кто-то приходит в гости и т.д. Вы можете найти варианты удачного совмещения дел (аудио-книги и прогулка, например). Вы можете оптимизировать процессы домашнего хозяйства. Вы можете выделить главное и успевать именно эти дела, а остальные либо отложить либо вообще не делать. И все это ни что иное, как тайм-менеджмент
Другие мифы о ТМ отлично описал А.Горбачев в своей книге
«Тайм-менеджмент в два счета». Поэтому не буду изобретать велосипед:-)
Миф 2: Тайм-менеджмент - это жесткое планирование дня
Часто люди думают, что стоит им заняться управлением временем - значит, придется четко расписывать по часам, что они будут делать в течение дня, а потом загонять себя в рамки установленного плана.
На самом же деле большинству людей нет никакой необходимости в таком жестком планировании своего дня. Планирование времени - очень важная составляющая тайм-менеджмента, но заранее жестко расписывать весь свой день вовсе необязательно.
Сейчас существуют эффективные методы гибкого планирования: есть список того, что нужно сделать в течение дня, а вот когда именно это делать и в какой последовательности - нужно решать по ситуации.
Миф 3: Тайм-менеджмент - только для логиков и упорядоченных людей, не подходит для спонтанных и творческих личностей
Порой люди, занимающиеся творческой работой, или просто имеющие спонтанный, эмоциональный характер, говорят, что управление временем для них не подходит. Мол, для этого нужен особый тип личности.
«Придумать дизайн открытки», «изобрести новую конструкцию эргономичного стола», «написать главу для новой книги»… Попробуй тут скажи, сколько на это понадобится времени. А еще ведь нужно определенное состояние, вдохновение, идеи…
Однако, творческая работа - не повод пускать дела на самотек. Управление временем все равно нужна: дела абстрактные, а надо как-то с заказчиками общаться, сроки устанавливать, стоимость работы определять.
Решение в том, что не нужно пытаться затолкать творческих людей в классический тайм-менеджмент с жестким планированием. Нужно всего лишь использовать правильные методы, учитывать специфику их работы. Не «с 14.00 до 16.00 - придумать концепт фирменного стиля», а «Задачи на день: 1) сделать наброски возможных стилей; 2) выбрать наиболее перспективные 3) нарисовать два лучших стиля на компьютере». И дизайнер сам разберется, когда ему что делать, ориентируясь на свое состояние и внешнюю обстановку.
Миф 4: «Мне некогда заниматься тайм-менеджментом»
Бывает, человек настолько загружен работой, что кажется, нельзя найти и пяти минут на что-то еще. «И так времени нет, а тут еще вы со своим тайм-менеджментом!»
На деле же такая ситуация - сигнал к тому, что как раз пора заняться организацией времени. Это все равно, что в тонущей лодке вычерпывать руками воду, и говорить «Я делом занят, а вы тут лезете, говорите дырку заткнуть!»
Тайм-менеджмент при минимальных затратах времени высвобождает резервы намного большие, чем затраты.
15 минут вечером проанализировать прошедший день и составить примерный план на завтрашний, 15 минут утром уточнить план на день - и полтора-два часа дополнительного времени благодаря планированию у нас в кармане.
Безусловно, тайм-менеджментом можно заниматься «криво». Так, что вы на него много потратите, и мало получите. Попробуйте одновременно использовать напоминалки в телефоне, органайзер в КПК, список дел в ноутбуке, бумажный планировщик, блокнот для записи дел и еще Outlook на домашнем компьютере - такой бардак получится, что пара часов потерянного времени в день вам обеспечена.
Правильная организация времени гибко подстраивается под ваши нужды и задачи, занимает времени мало, а дает много. Плохая организация времени заставляет подстраиваться вас, занимает времени много, а дает мало. Занимайтесь тайм-менеджментом правильно - и он не отнимет много времени и будет удобен в использовании.
Миф 5: Тайм-менеджмент - это сложно
Прочитал человек заметку о тайм-менеджменте. И понеслось… С понедельника - круглосуточный хронометраж, планирование дня с утра до вечера, и выбрасываем все бесполезные развлечения. Со вторника еще бегать, ходить на фитнес и вставать в четыре утра. Два-три дня - и тайм-менеджмент на этом заканчивается.
Тайм-менеджмент сложен тогда, когда им занимаются неправильно. Правильная организация времени должна быть простой. Сложно становится, если взвалить на себя много и сразу. Легко - если использовать только то, что нужно.
Предположим, вам хочется кушать, есть пачка макарон, но вы не умеете их варить. Простой вариант - прочитать указания на упаковке, и через пятнадцать минут обед готов. Сложный вариант - поехать в магазин за кулинарной книгой и потом всю ее прочитать от корки до корки, прежде чем приступать к собственно макаронам. Абсурд? Да. Не повторяйте этой ошибки в тайм-менеджменте.
Миф 6: Тайм-менеджмент убивает спонтанность и естественность в жизни
«Все заранее спланировано, никаких неожиданностей - это не жизнь!», «Жизнь должна быть естественной, а не механической!» - довольно стандартные возражения против организации времени.
Знаете, в нашей жизни очень многое спланировано, и часто нам это очень нравится. Если у вас деловая встреча в 20.00, скорее всего вы будете рады приехать вовремя, и ваш партнер наверняка тоже.
Тайм-менеджмент гибок, и только вы сами определяете баланс между спланированностью и спонтанностью в вашей жизни. Когда надо - спланировали и организовали, когда надо - отпустили поводья и дали простор спонтанности.
Вопросы дня:
Какие мифы по поводу ТМ "близки" вам?
Как Вы считаете, есть место ТМ в вашей жизни?
Если вы не считаете себя хорошим тайм-менеджмером, то чего, по-вашему, не хватает для этого?
Что можно сделать сегодня, чтобы встать на путь эффективного управления временем?