Tренинг по работе с психологическим голодом: день 4

Feb 07, 2013 14:35

Давайте подумаем, что испытывает человек, после того, как съест коробку шоколадных конфет?

Не-а… Он жалеет о том, что сделал, ругает себя разными словами, гневается на себя. Причем все это зачастую происходит даже не после поедания всего шоколада, а уже в середине процесса.

Иначе говоря, основным следствием переедания сладкого является не ощущение приятного вкуса во рту, а самоуничижение.

Так бывает практически всегда: любое переедание заканчивается самообвинениями.

Получается парадоксальная ситуация: человек, думая, что ест сладкое, чтобы себя порадовать и получить удовольствие, на самом деле получает депрессию и гнев к самому себе.



Людям, склонным утешаться едой, очень важно осознать эту прямую связь между перееданием «чтобы успокоиться / порадовать себя» и последующей вспышкой ненависти к себе (которая скорее всего спровоцирует следующее переедание).

Никто не хочет себя ненавидеть, никто не хочет себя искусственно вводить в депрессию и провоцировать на самоуничижение. Поэтому, в следующий раз задйте себе вопрос: а буду ли я себя ругать за этот кусочек?

Если ответ будет: "Нет, не буду", значит можно спокойно его съесть.

Если внутренним ответом будет уверенное "Да, буду", то разумнее отложить этот кусочек.

Думаю не ошибусь, если скажу, что многие читая это упражнение, испытывали противоречивые эмоции - одна часть соглашалась, что упражнение верное и правильное, а другая точно также понимала, что в некоторых случаях вполне способна осозновать «как нужно» и «как правильно», а сделать все назло и наоборот.

Происходит это от того, что в нас живет больше одного «я». И эти я «бывают разные» (с.) И часто хотят эти «я» разного - одно готово контролировать питание, заниматься спортом, другое хочет работать, а третьему на все плевать и ему хочется только объедаться плюшками. Поэтому полезно знать какие «я» действуют в вас на протяжении дня.

Анализ субличностей

Субличности - это множество разнообразных личностей или психологических формаций, или программ, которые заключены внутри нас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие тривиальны и общеизвестны: ребенок, родитель, искатель, зануда, поэт, одиночка и т.д.

В течение дня останавливайтесь и анализируйте свое поведение, ориентируясь на следующие моменты:
  1. Какая я сейчас?
  2. акие обстоятельства (внешние или внутренние) вызвали "эту меня"?
  3. Какие у "этой меня" ценные качества? А какие у нее недостатки? Как и чем она мне помогает? В чем и как мешает?
  4. Чего "эта я" хочу?

А вечером попробуйте ответить на следующие вопросы:
  1. Чего хотела каждая субличность? На что стала похожа бы ваша жизнь, если бы какая-то из них полностью одержала бы верх?
  2. Не противились ли Субличности тому, что вы хотели сделать? Какое участие приняли вы в их гармонизации и управлении ими?
  3. Какой образ вам помог бы лучше справиться с возникшей ситуацией?

Приведу в пример себя:
  1. Сейчас я - трудолюбивая, умная, слушаю Моцарта, пью эрл-грей, работаю
  2. "Эту меня" вызвал ритуал настройки на работу - собственно Моцарт и ча
  3. В этом состоянии я довожу дела до конца. Недостаток: могу не заметить, что давно не отдыхала и не переключалась и переутомиться
  4. Чего хочет? Чтоб все было идеально и сделано вот-прям-щаз. Шаг в сторону - попытка бегства.

А еще есть "ленивая я" - она, вместо того чтобы работать, по интернету лазит. А еще есть «ноющая я» - вместо того чтоб что-то делать, она ходит и страдает и ищет поддержки, а еще есть «я - фурия» - эта кому угодно голову открутит ;)

течение дня мои я меняются, иногда произвольно, иногда я вызываю их специально.

Очень здорово будет, если вы будете делать этот анализ больше одного раза в день, пока он не станет для вас автоматическим.

Этот подход полезен не только для анализа отношений с едой, а вообще «по жизни». Ведь эти субличности имеют определенные психологические и социальные качества - выступают в качестве щита, позволяют нам мобилизироваться или отдыхать, искать поддержку или поддерживать других и так далее.

А поскольку лишний вес часто несет именно такую социально-вспомогательную роль - помогает «придать нашим словам вес», создает защитный кокон вокруг нашего тела, позволяет не заниматься чем-то…

А вот если мы понимаем, что нам на самом деле нужно, то и дополнительные «аксесуары», типа лишнего веса, не нужны.

Приведу для наглядности самый простой пример: вечеринка.

Приходит на нее барышня в настроении «я застенчивая». Смотрит по сторонам. И понимает: «В этой компании здорово быть «я - общительной!» Но напрямую себе она этого не говорит, т.к имеет только общее смутное представление, что ж ей нужно.

Зато у нее есть некоторый опыт - как личный, так и из наблюдений за другими людьми. Она знает, что «за тарелкой» или «под алкоголь» люди становятся более общительными и открытыми. И она вооружается едой или выпивкой. И в самом деле входит в нужное состояние. Это сработал якорь. То есть неосознанная связь: «Держу тарелку, полную «праздничной» еды - веду себя, как на празднике». Ну и плюс благодаря алкоголю растормозилась кора головного мозга и поведение стало более свободным.  (Кстати, вы помните, что якоря вполне стОит использовать? Только для правильного использования нужно понимать, какое состояние на что «зaякорено» у вас).

А прелесть осознанности заключается в том, что весь тот же кайф от состояния «я раскованная» вполне можно получить не непонятно как, а осознанно: либо через якорь, либо через смену субличности.

Приведу еще один простой пример: субличность «мне скучно». Думаю, вы с легкостью можете описать ее поведение. «Мне скучно… пойду съем чего-нибудь…» Проблема в том, что в этом состоянии мы даже не задаем себе вопрос «Станет ли веселее от того, что я поем?»
Возможно, станет. При условии, что при помощи якоря вы сможете переключиться на другую субличность. Но, во-первых, якорем может быть не только еда, как мы уже обсудили раньше, а во-вторых, можно сменить субличность и без вспомогательных средств - так даже интереснее.

А для этого нам и нужен «психологический дневник» - чтобы знать как каждая личность активируется, чем характеризуется и т.д.

И еще можно некоторые свои разговоры записывать на диктофон или телефон. Этот вариант очень действенный - можно услышать как вы общаетесь, какие паттерны словесные и поведенчиские используете, пребывая в разных состояниях.
Поэтому заданий всего 2, но сложные:

1/ Поотслеживать свои "Я" - и описать их
2/ Подумать, на что "заякорить" свои полезные субличности. (Якорь - это условний рефлекс, постоянно деиствующая связка. 
Например, я брала интересную (это критично!) работу - включала Моцарта и пила эрл-грей. теперь связка действует и в обратном направлении - включаю музыку + чувствую запах -готова работать

Previous post Next post
Up