"10 способов эффективного поведения с агрессивными детьми" - День 3

Oct 17, 2012 08:07






Итак, сегодня мы продолжаем наш тренинг, и 3 день будет посвящен возрастным особенностям детей и тем вопросам, которые Вы задавали.

Для начала поговорим о развитии агрессии у ребенка от рождения до 3 лет. Все нижеперечисленные агрессивные реакции являются НОРМОЙ для данного возрастного периода. Итак, поехали…
  • После рождения ребенок полностью зависит от родителей, и если они вовремя не удовлетворяют его потребности в еде и сне, то он начинает кричать. Это единственный способ привлечь к себе внимание. Уже с трех месяцев ребенок может активно бить ручками, стучать ножками, хватать любые предметы, лежащие в пределах досягаемости. Такая активность выступает средством достижения целей: обратить на себя внимание, когда ребенку скучно, либо избавиться от чего-то неприятного.



Новорожденные детки очень чувствительны к настроению мамы, и если она раздражена, испытывает злость, то и ребенок будет вести себя так же, даже, если вы тщательно скрываете от него свои чувства. Кроха все впитывает и учится взаимодействию с окружающим миром, поэтому укус или щипок вполне могут быть очередной попыткой привлечь к себе мамино внимание.

В 6-7 месяцев ребенок уже гораздо лучше владеет своим телом. Он может раскидывать игрушки, цепляться и тащить за волосы. Чаще всего это связано с тем, что малыш не может достичь какой-то своей цели. Гнев и агрессия чаще возникают на переодевание. Поэтому лучше будет отвлечь карапуза, переключив его внимание.
  • В возрасте 1 год, недовольный ребенок может поднять руку на маму/папу, бабушку/дедушку, других значимых для него людей.

В год ребенок активно исследует окружающее пространство. Его привлекает все, что попадается на пути. Родители, которые беспокоятся за его безопасность и вынуждены ограничивать горизонты его любопытства, могут получить укус, удар кулаком, громкий плач, валяние по полу и т.д. Также удары, щипки, укусы могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет общаться. Просто он еще не умеет обниматься, целоваться и проявлять свою любовь и нежность другими способами, также это связано с тем, что его нервная система и мозг еще формируются, а движения не достаточно скоординированы.

Чтобы снизить уровень агрессивности, нужно вводить запреты. Их должно быть мало, но нарушать их нельзя. Все члены семьи должны придерживаться один и тех же правил. Пространство для передвижения и исследования должно быть максимально безопасными и подготовленным.
  • В 1,5 года ребенок будет топать ногами, кричать и валяться на полу.
  • В 2 года малыш, не задумываясь, может стукнуть обидчика лопаткой, ведром, палкой, всем, что попадется под руку.
  • В 3 года ребенок сначала немного поругается, поспорит, затем может перейти к физическим нападкам.

2-3 летние дети еще только учатся общаться и устанавливать связи с людьми. На любой площадке или в группе детского сада всегда найдется агрессор, драчун и т.д. Отношение к такому ребенку со стороны воспитателей и других родителей предвзятое. Они только и ждут, когда же он что-нибудь вытворит, поэтому тщательно оберегают других детей. Таким деткам чаще всего не хватает внимания взрослого, нет тесного эмоционального контакта с мамой. Поэтому они вынуждены привлекать к себе внимание другим способом, и только от родителей зависит, останется ли ребенок «грозой коллектива» или нет.
  • К 4 годам ребенок уже может перевести свои негативные чувства в игру. Появляются игры-войнушки, стрелялки. Ребенок уже знает, что делать больно другим людям нельзя, а «разрядиться» можно на словах и в игре. Это происходит, если родители научили его справляться со своими чувствами конструктивно. Если не научили, то агрессия будет направлена на людей.

Так происходит социализация, и ребенок понемногу вписывается в общество.

Агрессия детей дошкольного возраста (3-6 лет).

Когда маленький ребенок находится в группе сверстников, будь то детский сад или детская площадка, то он старается стать в этом коллективе популярным и авторитетным. Таким образом он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным. Моральные нормы в этом возрасте еще не достаточно сформированы, умение общаться также не развито. Поэтому маленький человечек старается занять лидерские позиции, применяя агрессию. Очень легко и быстро агрессия возникает у тех детей, которые имеют неврологический диагноз, социально запущены, отвергаемые родителями. Также некоторые приемы воспитания способствуют повышенной агрессивности ребенка. Например, такие фразы: «Хочешь, чтобы тебя уважали - бей всех подряд».

Агрессивность может проявляться/усиливаться из-за того, что ребенок переживает очередной кризис развития. Условно в 3 года (у каждого ребенка свой период от 2,5 до 4,5) ребенок стремится к самостоятельности. Он требуется большей независимости, и если родители не готовы принять взросление и отделение своего чада от себя, то возникает конфликт. Отпустите своего ребенка, расширьте зону его влияния. Будьте рядом с ним, но предоставляйте ему больше свободы и независимости.

Чаще всего детки около 3 лет впервые идут в детский сад. И это является одной из причин усиления агрессивного поведения, т.к. там к нему предъявляются определенные правила, которые он должен соблюдать. Воспитатель не в состоянии уследить за всеми детьми, поэтому нужно учить ребенка общаться дома. Делиться игрушками, учитывать мнение и желание других детей и воспитателей. Агрессивность может быть протестом в период адаптации ребенка. Нежелание ходить в детский сад приводит к вспышкам гнева и ярости. В этом случае с ребенком каждый день нужно разговаривать «по душам». Не накидываться на него с нотациями, а узнавать как дела, чем он занимался, с кем играл, что понравилось, а что нет и т.д.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста возникает из-за того, что они хотят немедленно получить желаемое. Например, поиграть интересной игрушкой, привлечь к себе внимание, желание быть главным, подчеркнуть свое превосходство.

Инициатором агрессии чаще всего становятся отдельные дети. Дети-дошкольники плохо осознают свое поведение и во время «разбора полетов» могут исправно повторять не раз услышанные слова: «Драться и обзываться плохо», но при каждом удобном случае они снова делают то же самое.

Младшие дети часто вовлекают в свои конфликты взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей и т.д. Они делятся своими проблемами и переживаниями и просят вмешаться взрослых в свои конфликты со сверстниками или братьями/сестрами. Они требуют поддержки своей стороны, могут ябедничать и доносить на своих обидчиков.  Взрослым же лучше не торопиться вмешиваться и заступаться, а предложить ребенку самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Незамедлительная помощь и постоянное заступничество помешают ребенку полноценно развиваться и справляться со своими собственными чувствами, а также справляться с агрессией, направленной в его адрес.

В этом возрасте родителям для того, чтобы снизить уровень агрессивности рекомендуется использовать игры с правилами, чтение сказок, занятия творчеством, танцами т.д.

Агрессия в младшем школьном возрасте (7-11 лет).

В этом возрасте инициаторами агрессии являются группы ребят. Агрессивное поведение становится более организованным. Дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Группа дает им возможность обрести чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Как следствие бывает исчезновение страха наказания за проявление агрессивности, обостренное желание занять внутри группы достойное место. Жестокость и разрушительность очень сильно возрастает среди учащихся начальной школы.

В младшем школьном возрасте дети, у которых нарушены коммуникативные навыки, стараются подражать поведению любимых героев из мультфильмов, книг или фильмов. Такие детки не имеют возможности влиться в группу других детей, и они придумывают себе воображаемых героев, стараются их поддерживать и быть похожими на них. При просмотре фильмов/мультфильмов/чтении книг дети глубоко погружаются в сказку и сами становятся участниками событий. Сказки глубоко проникают внутрь сознания. Они создают определенные образы, фантазии и очень сильно влияют на подсознание ребенка.

К сожалению, современные мультфильмы/фильмы далеки от идеала, часто они бессмысленны, иррациональны, уродливы. Зато в них присутствует переизбыток агрессии,  есть сцены драк с кровью, смерть и воскресение, кладбища и т.д. Иногда жестокость главных героев фильмов даже поощряется и зло остается безнаказанным. Ничего удивительного, что ребенок, видя такой пример, сам захочет стать всесильным «героем», которому все дозволено. Даже хороший герой часто совершает агрессивные действия ради благих целей. Границы добра и зла стерлись. Мультфильмы - это мощная информация, которая запоминается ребенку и может быть «опробована» в реальной жизни.

Особенно ярко агрессивность и зависимость от мультфильмов проявляется у замкнутых на своих фантазиях детей, которые ни с кем ими не делятся. В этом случае необходимо контролировать то, что смотрит ребенок, и ограждать его от фильмов и сериалов, которые прославляют агрессивные группировки. Исключите или очень дозированно показывайте ребенку мультфильмы/фильмы/книги, где прославляется агрессивное поведение, где герои наносят вред окружающим, персонажи делают что-то опасное (прыгаю по крышам, бегают на поездах и т.д.), где зло остается безнаказанным и т.д. Например, фильмы «Бригата», «Брат», «Человек-паук» и т.д. Смотрите мультики вместе. После просмотра обязательно обсудите их с ребенком. Не допускайте длительного времяпрепровождения перед телевизором. Это плохо влияет на нервную систему. Чаще проводите время вместе, для ребенка очень важно живое общение, реальная жизнь.

Влияние семьи, как всегда является определяющим фактором агрессивности. Если ребенок является свидетелем враждебного и агрессивного поведения в доме, то и для него это становится нормой жизни. Младшие школьники все чаще могут обзываться, ругаться, обижать младших и слабых будь то другие дети или животные. Если взрослые резко подавляют агрессивные импульсы, сильно наказывают, то этим они только усиливают сопротивление. Если агрессивное поведение игнорируется, то оно тоже закрепляется еще больше.

Для того, чтобы найти ту самую «золотую середину», взрослым необходимо порицать агрессию, но не прибегать к жестокости и насилию в случае проступка. Самым приемлемым способом будет разговор с ребенком. Нужно объяснить, что плохое поведение повлечет за собой лишение сладостей или мультфильмов, отмена похода в цирк или парк и т.д.

Активным деткам нужно дать возможность выплеснуть накопившуюся энергию: попрыгать, побегать, покричать и т.д. Сделать это на законных основаниях можно, записав его в соответствующие кружки, секции и т.д.

Агрессивность может проявляться между братьями и сестрами. Когда ребенок ревнует, он всеми возможными способами будет добиваться родительского внимания. Старшее чадо может начать с открытых агрессивных выпадов по отношению к маленькому ребенку, а может начать капризничать,  не слушаться, плакать без особой на то причины.

Иногда бывает, что ревность проявляется не сразу, а спустя какое - то время. Такие случаи чаще всего происходят во время очередного возрастного кризиса. Когда ребенок достигает 3 или 6-7 лет. С одной стороны кризисы - явления вполне нормальные и свидетельствуют о полноценном развитии маленького ребенка, о его взрослении. С другой стороны очередной возрастной кризис усугубляет обстановку и усиливает напряженность в семейных отношениях.

Для того чтобы сохранить мир в семье, старайтесь поддерживать привычный режим дня старшего ребенка. Гуляйте, играйте, занимайтесь творчеством вместе, как это было заведено до того, как родился второй ребенок. Также полезно привлекать старшего к помощи по уходу за младшим. Попросите его принести пеленки, игрушки, бутылочки и т.д. Помощь должна быть по силам старшему брату/сестре. После того, как он поможет Вам, нужно обязательно его похвалить, выразить свои чувства, подчеркнуть его самостоятельность и взрослость (особенно это полезно во время возрастных кризисов, когда дети стремятся к самостоятельности).

У каждого чада должны быть СВОИ игрушки и вещи, а также те вещи, которыми они могут пользоваться вместе. Нужно учить детей делиться или меняться игрушками, если они захотят попросить что-то друг у друга. Конечно же, обязательно надо хвалить детей, если они смогли договориться между собой. Старший ребенок должен иметь свои привилегии. Нужно подчеркивать, что он взрослый и хвалить его за любую помощь и «взрослые» поступки. Любые покупки и подарки “просто так”, а не на дни рождения должны делиться поровну.

Старший ребенок не будет остро переживать и быстрее избавиться от ревности и агрессивности по отношению к младшему, если родители дадут ему уверенность в том, что он по-прежнему остается для них любимым и значимым человеком.

Подростковый возраст (12-18 лет). Подростковый возраст занимает особое место. Некоторые ученые называют его сплошным многолетним кризисом. В это время девушки и юноши с одной стороны стремятся обрести независимость и самостоятельность, с другой они нуждаются в ощущении близости и принадлежности к кому-нибудь. У подростков появляются такие переживания как ощущение одиночества, несоответствие себя идеалам (чаще всего ложным). В данный период времени появляется необходимость обрести свободу от родителей и начать совершать самостоятельные поступки.

Родителям необходимо помнить, что как бы Вам ни хотелось, чтобы ребенок оставался рядом и был послушным, настало время постепенно отпускать ребенка. Для того, чтобы научиться общаться и решать жизненные задачи, подросток должен много времени проводить среди сверстников, где он научится справляться с гневом, ревностью, страхом, враждебностью, находить пути решения проблем конструктивным способом. Родителям нужно оставаться друзьями и добрыми советчиками своим детям, утешителями. Ребенок должен быть уверен в том, что ему есть куда прийти, с кем поделиться, спросить совета, но принимать решения и действовать он должен САМ.

Что же касается агрессивности, то подростки могут реализовывать ее 2 способами.

1.      Открыто проявлять ее, получая тычки и жизненный опыт, при этом добиваясь авторитета и самореализации

2.      Подавлять и прятать свои чувства в угоду родителям, которые требуют послушания. При таком раскладе ребенок ничего не добьется, а подавленная энергия будет проявляться в виде неврозов и психосоматических заболеваний.

Причинами агрессивности в подростковом возрасте могут служить следующие факторы:

1.      Эндокринный взрыв, гормональные изменения в виде нарастания половых гормонов.

2.      Поражения головного мозга из-за перенесенных заболеваний, травм.

3.      Отношение взрослых в школе и дома. Чаще всего взрослые усиливают проявление агрессивности ужесточением контроля, либо эмоциональным отвержением, т.е. заняты своим делом, а на дела детей им наплевать.

Чтобы снизить агрессивность подростка родителям нужно участвовать в жизни своего взрослого ребенка. Нужно разговаривать с ними, интересоваться их делами и проблемами, мягко и ненавязчиво помогать в трудных ситуациях и т.д. При агрессивных выпадах и конфликтах нужно активно слушать ребенка, а также говорить о СВОИХ собственных чувствах. Просто советами или замечаниями делу не поможешь, т.к. подросток все равно окажется наедине с собственными переживаниями. При использовании «активного слушания», у ребенка значительно ослабевает отрицательное переживание. «Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое». Видя, что родители понимают его состояние, подросток будет больше рассказывать о себе. Также ребенок САМ придет к решению проблемы, а не будет следовать советам взрослых.  Активное слушание - это то, когда в беседе Вы «возвращаете» ребенку то, что он Вам поведал. Вот небольшой пример активного слушания мамы своей дочки.

- Я сама контрольную написала. А она мне двойку поставила, потому что думает, что я списала!

- Тебе очень обидно. Я понимаю…

- Вечно она ко мне цепляется!

- Я бы тоже очень расстроилась и разозлилась на твоем месте…

- Хоть ты меня понимаешь!

Следующий этап - это «Я-сообщения». В этом случае, когда Вы испытываете раздражение, беспокойство, обиду и т.д. не нужно обвинять ребенка. Расскажите ему о своих чувствах. «Я очень беспокоюсь за тебя, когда ты задерживаешься с друзьями. Мне было бы спокойнее, если бы ты предупреждала об этом». «Мне не нравится, когда в доме грязно»; «Я расстроена, потому что мне приходится одной делать всю работу по дому» и т.д.

Разрешение конфликтных ситуаций и снижение агрессивного поведения требует терпения и времени. Здесь не обойдешься односложными приказами и командами, а взаимные обвинения только усугубят ситуацию.

Сделайте первый шаг к пониманию своих детей, и тогда они обязательно поймут и Вас.

Домашнее задание:

1.      При каждом случае проявления агрессии сначала задайте себе вопрос: «Почему он/она так себя ведет»? У детей, которые уже умеют разговаривать, можно спросить об этом.

2.      Начинайте разговор не с обвинений, а с «Я-сообщения». Выразите сначала свои чувства. Покажите ребенку, что Вы понимаете его состояние.

В комментариях напишите, получилось ли применить активное слушание. Говорили ли вы ребенку о своих чувствах, используя «Я-сообщение»? Что Вы при этом чувствовали, как реагировал ребенок. Удалось ли урегулировать конфликт?

Previous post Next post
Up