ТРЕНИНГ «КАК СПРАВИТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГНЕВОМ НА РЕБЕНКА». ДЕНЬ ВТОРОЙ. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Sep 25, 2012 07:10


Итак, мы с вами поставили цель. Это желаемое состояние, когда мы уже умеем справляться со своими собственными эмоциями. Я вас прошу, если вы этого еще не сделали, почитать комментарии других участниц к заданию первого дня, возможно, вы найдете для себя важные и полезные мысли, и вам захочется уточнить ваш желаемый образ.
ЗАДАНИЕ 1. Оцените, насколько он вам нравится по 10-балльной системе. Насколько хочется стать такой? Если оценка отличается от «десятки»,то - что надо добавить, уточнить, чтобы образ устраивал вас на все 100%? Сделайте это! Мысленно погрузитесь в это состояние и побудьте в нем несколько минут. Какие мысли, чувства, ощущения в теле возникают? Запомните это состояние. Что вы прямо сегодня можете сделать, чтобы приблизиться к этому желаемому состоянию?
А сейчас мы поговорим с вами о реальной ситуации и попытаемся ее проанализировать, глубже понять. В ней можно выделить несколько составляющих.
1. Само чувство ГНЕВА.
2. Вытекающая из него ВНЕШНЯЯ РЕАКЦИЯ (крик, ругань и т.д.).
3. Как не странно, но раздражение, гнев обычно не являются нашей непосредственной реакцией на какие-либо события. Эти чувства вторичны. Они являются нашей реакцией на какое-то другое ПЕРВИЧНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО, которое выступает как бы пусковым механизмом для гнева. Поясню свою мысль на ваших примерах. Одна из участниц говорила, что ее сильно раздражает и злит, когда ребенок больно кусается. Какое плохое чувство в данном случае является пусковым механизмом для гневной реакции? Правильно, БОЛЬ. Еще пример. Ребенок выбегает на проезжую часть, мама злится на него. Какое чувство лежит в основе гнева? СТРАХ за ребенка.
4. Первичное отрицательное чувство мы испытываем в ответ на какое-то ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. Это поведение мы с вами обозначали в теме «Знакомство». Когда мы говорили, что нас раздражает то или иное поведение ребенка, мы выпускали важное звено - первичное отрицательное чувство, которое вызывает у нас это поведение.
5. На оценку поведения ребенка влияют наши ОЖИДАНИЯ. Нам бывает обидно, когда поведение ребенка не соответствует нашим ожиданиям (спать всю ночь, кушать то,что дали, играть в одиночестве, пока мы готовим обед, учиться на пятерки, стать мастером спорта по фигурному катанию…..). Нам обидно, когда ребенок срывает наши планы (выполнить работу в срок, успеть куда-то вовремя, поддерживать иедальный порядок в доме и т.п.)
6. Ребенок ведет себя «плохо» в какой-то определенной СИТУАЦИИ. И мы остро реагируем на поведение ребенка тоже в определенной СИТУАЦИИ. Некоторые участницы отмечали, что на одно и то же поведение могут реагировать по-разному в разных ситуациях. Ситуация включает в себя ВНЕШНИЙ (время суток, погода, окружение, место, необходимость приходить в детский сад и на работу в определенное время и т.п.) и ВНУТРЕННИЙ (физическое самочувствие, психологическое состояние) компоненты.
Итак,
ЗАДАНИЕ 2. Вернитесь к одной из ваших проблемных ситуаций и разложите ее на составляющие. Выделите 1)внешнюю реакцию (если она есть), 2)первичное отрицательное чувство, 3)поведение ребенка, 4) ваши ожидания и планы, 5)фон: особенности ситуации, которые способствуют подобному поведению ребенка и вашему раздражению.
На какие компоненты вы можете повлиять, а какие - не в вашей власти? Есть ли в этой схеме однозначные причинно-следственные связи? Или в нашей власти взять под контроль, не допустить, чтобы один компонент проблемы повлек за собой другой? С этим упражнением мы продолжим работу завтра. Жду ваших комментариев! До встречи на третьем дне тренинга!

гнев, психология, тренинг

Previous post Next post
Up