И снова здравствуйте, дорогие мамы и все родственники, заинтересованные в обучении юного наследника английскому языку. Спасибо за ваше активное участие в первом дне.
Во втором дне тренинга я хочу рассказать о том, как ввести элементы английского языка в устоявшийся мир ребенка.
Конечно, нет одного волшебного способа, который подействует на всех детей безоговорочно и понравится всем родителям. Многое зависит от возраста, темперамента и интересов вашего ребенка, а также от вашего знания английского.
Возможные варианты:
Вариант 1: малышу около года (или меньше)/ваш уровень знаний - то, что обычно указывают в резюме как Intermediate (потому что лет семь в школе учили язык, а потом еще и в институте два года посещали, так что вроде как чего-то в голове отложилось, но так и лежит там мертвым грузом). Оптимальный вариант здесь - детские песни на английском. Хорошие сборники есть у SongBirds (к дискам можно докупить сборники с текстами песен - очень удобно). Если вы уже показываете ребенку видео на ноутбуке, то отличный вариант - видеоролики американской певицы Patty Shuckla. Она выкладывает видеоклипы детских песен на YouTube. Главная фишка - что все песни с образовательным элементом. Дети учат цвета, счет, множество разных глаголов - и все это под заводные мелодии и с видеосопровождением. Лично обе мои девочки большие поклонницы творчества Патти. Младшая в пять месяцев стала в такт раскачиваться на руках
Кстати, недавно мне удалось взять у Патти интервью, можно почитать его у меня в блоге:
http://marypoppinsclub.livejournal.com/5740.html Вариант 2: Малышу около года/ у вас действительно хороший английский (то есть вы не бросите трубку, если вам по работе позвонят из Америки, например, а в поездках вы можете спрашивать, куда подевалось кафе из путеводителя, которое вы уже час как не можете найти, или почему на рынке вам зажимают сдачу, параллельно обвешивая). В этом случае к описанному выше вы добавляете те же песни или короткие стихи, которые можно вспоминать во время прогулок - у нас особенно хорошо получается декламировать, раскачиваясь на качелях. Также можно начинать рассматривать книжки с картинками (что-то вроде 100 первых слов или 100 первых животных). Часто такие книги уже снабжены подписями, так что не придется ломать голову, как правильно назвать на английском «слюнявчик», «поильник» или погремушку. Лично мне из первых книг нравятся First 100 Animals (
http://bookhunter.ru/index.php?flag=book&action=shortDescriptionBook&AlphaCode=ADA&Logical=First+100+Animals) и First 100 Words (
http://bookhunter.ru/index.php?flag=book&action=shortDescriptionBook&AlphaCode=ADA&Logical=First+100+Words). Просто рассматривайте картинки, называйте их малышку, позже просите отыскать на странице что-то конкретное.
Период, когда ребенку от года до двух - это время формирования пассивного запаса. Конечно, хочется измерить результат, узнать, сколько всего ребенок понимает и запоминает. Но в это время основные реакции малыша - улыбка и радость при звуке знакомой песни или стихотворения, интерес к книгам на английском.
Очень важно: не нужно пытаться выжать максимум из занятия - не пытайтесь проговорить за раз все 100 слов. Разглядели страницу, займитесь чем-то еще. Вечером можно будет пролистать еще страницу.
Кстати, мы очень много песен успевали прослушать на кухне, пока я готовила. Дочка в этот момент лепила, рисовала или помогала мне, и мы включали диск с детскими песнями. Как раз получалось прослушать 30 минут. Это очень хороший вариант ненавязчивого знакомства с языком и правильным произношением. Как-то я стала ставить диск с французскими песнями из детской книжки про йогу, так дочь стала подпевать с таким точным воспроизведением всех звуков и интонаций, что даже почти страшно:)
Вариант 3: ребенку около 2/ вы старательно подтягиваете свой английский до приличного уровня (не обязательно возвращаться к тошнотворному Бонку из нашего детства, можно смотреть американские сериалы). Лично я в начале года случайно посмотрела пилотный эпизод «Отчаянных домохозяек», потом полгода повышала свой уровень английского, просмотрев 200 серий по 40 минут каждая, параллельно учась, работая и воспитывая двух детей. Можно вводить ситуативное общение - на прогулках называть предметы на детской площадке, продукты в супермаркете, дома - описывать процесс готовки, уборки или режимные моменты. В этом же возрасте можно начать показывать первые мультфильмы. Подробное описание мультфильмов, которые смотрим мы, можно посмотреть здесь:
http://marypoppinsclub.livejournal.com/2667.html (очень многие вчера спрашивали о том, что смотреть - не поленитесь открыть ссылку). Все прочие моменты, которые использовали до этого, не бросаете.
Вариант 4: Ребенку около 3 (беру примерный возраст, когда ребенок хорошо умеет выражать мысли на родном языке)/ ваш английский минимум такой, как у вашего ребенка русский. Если душа просит, можно готовить небольшие тематические занятия. У меня просила, так что я купила учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь и диск. И еще куклу-перчатку. Отзанимались две главы из восьми на ура, но потом душа что-то перестала просить - было лето, а тема была про то, как холодно на улице… В общем, несмотря на то, что я педагог, у меня был легкий стресс от того, что нужно готовить урок и потом его проводить. Плюс я вела дневник наблюдений - после каждого урока записывала дочкины реакции, достижения и трудности+пройденный материал. Идея уроков хороша, особенно когда у вас только один ребенок, и вы полны оптимизма и желания развивать все грани его таланта. Но честно могу сказать, с появлением в вашей жизни второго ребенка, двух работ, детских соплей и никогда не исчезающей грязной посудой, с параллельно исчезающей едой из холодильника, энтузиазм угасает. И на его место приходит пятый вариант.
Вариант 5: У вас несколько детей и много разной дополнительной работы/английский уверенный. Это то, что мы используем сейчас. Ребенок смотрит 95% мультфильмов на английском (в первый раз смотрим обычно вместе, потом уже пересматривает одна). У нас есть около 5 многосерийных мультфильмов, которые мы чередуем. В день бывает от 10 минут до часа-полутора, в зависимости от занятости мамы. Иногда мы устраиваем тематические праздники, и этот день посвящаем любимым героям - играем в их любимые игры, живем по их распорядку, разыгрываем сюжеты из мультфильмов, раскрашиваем главных героев и прочее. Все на английском. Иногда, это просто подходящее занятие с полезным материалом на английском, как, например, домашний пикник:
http://marypoppinsclub.livejournal.com/4439.htmlЕще одно наше постоянное занятие - чтение книг на английском. В библиотеке у нас и английская классика вроде Доктора Сьюза и Эрика Карла, и много современного - те же книги о Чарли и Лоле, о Свинке Пеппе, ну и конечно книги по интересам - про фей и принцесс тоже основательная коллекция:)
Подробный обзор книг на английском здесь:
http://marypoppinsclub.livejournal.com/4350.htmlИ для малышей чудесные картонные книги из серии Urban Babies Wear Black:
http://marypoppinsclub.livejournal.com/4921.html Вообще хочу сказать, что книги для меня и для нашей семьи - очень важная составляющая жизни. Детских книг у нас больше, чем игрушек и детской одежды. И они на разных языках, я начала привозить их из поездок, так что языков 15 наберется. Так можно на примере объяснять ребенку, что есть много языков, что на них много интересных книг, разные истории - на разных. Китайский я так и не осилила, поэтому, когда руки доходят до китайских книжек мы каждый раз придумываем новые истории - там обалденные картинки. Так что на книгах можно не экономить, вот я к чему:)
Ребенок мой любит что-нибудь распевать на прогулках - так что мы просто поем на английском (стараемся, конечно, не на людных площадках, но по-разному получается). Еще смотрим видеоклипы новых песен и запоминаем слова. Наклеиваем наклейки в книжках по любимым мультфильмам, дорисовываем в альбомах для творчества… Иногда мне кажется, что я вообще не занимаюсь с ребенком английским. Но потом дочь выдает что-то такое поразительное, вроде crunchy carrots, или цитирует страницу из Доктора Сьюза, и мне кажется, что мы на верном пути.
Надеюсь, вы найдете способ обучения, который подойдет именно вам и вашему ребенку!
Задание на сегодня: Выберите из пяти описанных выше вариантов тот, который близок к вашей ситуации. Исходя из этого, составьте небольшой план того, чем вы бы могли заниматься с ребенком на английском. Просмотрите описания мультфильмов, и в идеале сами серии. Какие книги вам понравились? Выберите то, что может подойти в вашей ситуации. Жду ваших комментариев! До встречи завтра!