Здравствуйте, дорогие участницы!
Приветствую вас, и сегодня, в 4 день нашего тренинга, я хочу продолжить разговор о том, как эмоции связаны с телом и как можно с ними работать, управлять и контролировать, с помощью тела. А так же хочу предложить вам немного поиграть с телесной географией эмоций.
Для этого нам необходимо вернуться снова к тому, как протекает с точки зрения физиологии стрессовая реакция, как она влияет на состояние нашего организма. Во время стресса мускулатура тела напрягается, тонус ее повышается, и интенсивность напряжения прямо пропорциональна интенсивности ваших переживаний. Со стороны сердечно-сосудистой системы происходит учащение сокращений сердечной мышцы, при этом стенки сосудов сужаются. Чем сильнее реакция, тем чаще становится пульс; и чем интенсивнее сокращения сердца, тем меньше питания получают мышцы сердца. Повышается кровяное давление. Происходит учащение дыхания, из-за интенсивности прохождения воздуха возникает естественное сопротивление со стороны воздухотоков, они сужаются и вследствие этого могут возникать дыхательные спазмы, сокращения мышц гортани. Меняется состав крови, повышается содержание сахара в крови, повышается свертываемость крови. Наполненность кровью изменяется: кровь отливает от конечностей к крупной мускулатуре, из-за этого леденеют кисти рук и ступни, также обкрадываются внутренние органы, в них не поступает достаточное количество крови и кислорода. Со стороны гормональной системы, особенно со стороны надпочечников, происходит адреналиновый ответ: в кровь поступают адреналин и кортизол, активирующие гормоны стресса. Пищеварительная система изменяет активность органов. У кого-то происходит затормаживание перистальтики, у кого-то наоборот - активность усиливается. Со стороны восприятия - возникает перенапряжение рецепторов: стресс это ситуация угрозы, поэтому все восприятие обостряется, чтобы улавливать малейшие сигналы опасности и незамедлительно реагировать на нее.
С этими телесными проявлениями непосредственно связаны наши базовые эмоции, эмоции, которые можно отследить на уровне физиологии. У нас к сожалению не равновесная пропорция базовых эмоций: на 3 эмоции негативного характера имеется всего лишь одна позитивная: а именно - страх, гнев, грусть и радость.
Если говорить про то, как связаны эмоции со стрессовой реакцией, то первой фазе стресса будет соответствовать страх, он активизирует тело; далее наступает реакция гнева, и после истощения вследствие гнева, наступает тоска и опустошение.
И в противовес этим эмоциям мы можем противопоставить только радость.
Конечно, это очень общее, базовое описание эмоционального спектра, но тем не менее, если разобраться, то все богатство наших эмоций можно классифицировать и отнести к одной из этих базовых эмоций.
Для того, чтобы нам уравновешивать наше состояние, если мы очень подвержены стрессам, а следовательно постоянно испытываем эмоции негативного толка, нам необходимо задействовать дополнительные ресурсы. Мы можем поддерживать нашу радость, делая себе подарки, создавая для себя комфортную обстановку, организовывая себе приятные мероприятия. Также на помощь радости можно развивать навык уравновешивания, умения быстро восстанавливать спокойный эмоциональный фон. Также можно управлять эмоциями с помощью произвольного регулирования дыхания и сердечного ритма, точно также - управляя состоянием мышц с помощью специальных комплексов упражнений.
Что ещё мы можем делать с эмоциями: каждой из наших эмоций создать, присвоить образ, с помощью телесного отклика, который мы получаем в ответ на эти эмоции, и отследив местонахождение этой эмоции в теле, обращаться к этим местам в нашем теле и быстро понимать, что с нами происходит, и регулировать свое эмоциональное состояние в сторону желаемого.
Этим мы и займемся с помощью сегодняшнего упражнения, которое продлиться 30 минут. Не старайтесь контролировать свои спонтанные ассоциации и образы, не оценивайте их на адекватность, Просто наблюдайте за ними и запоминайте все то, что получится в процессе выполнения.
http://narod.ru/disk/57869881001.df956ca791ea0cdb5222b98461e9f58d/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B54.mp3.html Домашнее задание: попробовать нарисовать или любым другим образом изобразить то, что вы получите в качестве портретов эмоций в сегодняшнем упражнении. Ну и рассказать о том, как все прошло в комментариях