После
предыдущей записи про Валентину Лисицу я посмотрел разные клипы с ее канала, чтобы составить более полное впечатление о ее творчестве и причине популярности. Среди 200 с лишнем клипов записей соло и концертов, мое внимание привлекло необычное исполнение 3го концерта Рахманинова. Необычно оно тем, что это исполнение только соло-партии, без оркестра! Запись предваряется аннотацией, что это превью только что вышедшего комплекта дисков, где Лисица исполнила все фортепианные концерты Рахманинова с одним из лучших оркестров мира, с Лондонским Симфоническим Оркестром (ЛСО). Но выглядило бы странным в чисто рекламных целях записывать соло-партию. А история, насколько я ее смог восстановить по обрывкам в разных интервью и документальному фильму (ниже), такова.
В 2009г у Лисицы появилась амбициозная мечта исполнить все концерты Рахманинова. Можно предположить, что ей двигала не только любовь к великому композитору, но и желание закрепиться в элите пианистов, и исполнение концертов Рахманинова с оркестром это, несомненно, серьезная заявка. Наверное, в те годы оркестры еще не приглашали Лисицу играть концерты, в основном она концертировала соло. Хороших оркестров меньше, чем хороших пианистов. Классическая проблема курица и яйца: пока она не исполняла концерты -- никто ее не приглашал. Но пока не пригласят -- нельзя исполнить.
Чтобы записать концерты Лисица с мужем заложили дом, выручив 300 тыс долларов. Но даже этой суммы не достаточно, чтобы репетировать с ЛСО. Без репетиций за результат записи отвечать трудно, тем более, что Валентина совсем или почти не играла с оркестром эти концерты, а ЛСО никогда не играл с ней да и вообще не факт, что музыканты знали об американской пианистке с таким именем. Поэтому ей пришлось записать партию соло и отправить ее в ЛСО, чтобы дирижер и музыканты могли ознакомиться с ее прочтением Рахманинова и предварительно подготовиться к игре вживую. Именно эти записи были позднее опубликованы на ютьбе, чтобы подогреть интерес к только что вышедшим альбомам.
Слушать сольную партию мне было интересно. Без оркестра ярче проявляются нюансы партии фортепиано и звук самого рояля. Например, долгая реверберация глубоких басов в конце 12й минуты (Bosendorfer!). Кто-то пишет, что технически партия соло на этих видео исполнена даже лучше, чем на альбомах, не берусь пока судить.
Click to view
Для записи с оркестром в знаменитую лондонскую студию "Abbey Road" из Гамбурга привезли отличный Стейнвей, по звуку достаточно сильно отличающийся от американских стейнвеев.
Альбомные записи, судя по отзывам, удались, и нередко их ставят в один ряд с полной записью концертов Рахманинова Владимиром Ашкенази в 1972г (почему именно с ними -- потому что и те, и те выходили на Decca и записывались с ЛСО с разницей в 40 лет). Оркестры стали приглашать Лисицу выступать с концертами. В том числе печально известный оркестр городо Торонто.
Дополнительно: