Кинотеатры в крупных городах Америки росли в начале ХХ века как грибы на лесной полянке. Это были николодиумы - маленькие, располагавшиеся буквально в каждом квартале заведения, где просмотр короткометражного фильма стоил пять центов («nickel» - название пятицентовой монетки, «оdeon» с греческого переводится как «театр»).
Именно с николодиума в 1906 году начал путь к «Юниверсал Пикчес» немецкий иммигрант Карл Лемли. Он уволился из бухгалтерии компании по производству одежды «Ошкош» и бросил все свои сбережения в кинобизнес. Двух с половиной тысяч долларов хватило для приобретения первого маленького кинотеатра. Через три года Лемли уже владел сетью николодиумов в Чикаго и начал задумываться над производством собственных фильмов, так как его совершенно не устраивали цены на покупаемые для проката картины. Не устраивали цены, как впрочем и
правила «ведения» кинобизнеса установленные компанией «Эдисон Траст» и остальных основателей Голливуда: Адольфа Зукера, Джесси Ласки,
Льюиса Селзника, Самуэля Голдвина,
Льюиса Майера, братьев Уорнеров,
Николаса Шенка и его брата
Джозефа, Уильяма Фокса и
Маркуса Лоу. И в 1909 году Лемли создал «Индепендент Моушен Пикчес Ко», на которую в течении последующих трех лет «Эдисон Траст» 289 раз подавал в суд, оспаривая права на снятые АйЭмПи картины. Устав от преследований со стороны конкурента
Лемли образовал «Юниверсал Пикчерс Корпорэйшн» и перевел дела, как и остальные «олигархи от кино», в Голливуд: дело в том, что Лос Анджелес был идеальным местом не только с точки зрения климата, позволявшего снимать картины практически круглогодично, и низких цен на землю, но и по причине удаленности от придирчивого «Эдисон Траст».
Первую звезду кинематографа - Флоренс Лоуренс - Карл Лемли зажег сразу же после создания АйЭмПи. Двадцатилетняя актриса компании «Байограф», носящая сценическое имя «Байограф Герл», в 1909 году снялась в 80(!) короткометражных фильмах, когда ее, согласно легенде, на руках вынес из студии конкурентов коротышка Лемли. Подписав контракт он объявил прессе ее новую, невиданную по тем временам недельную зарплату в 250 долларов, и настоящее имя. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь первые актеры немого кино выступали под псевдонимами, получали обычную зарплату и были совершенно незнакомы широкой публике. А через месяц девушка исчезла при загадочных обстоятельствах. «Конкуренты готовы на все, чтобы остановить меня!» - Кричал Лемли с первых страниц газет и журналов: «Они выкрали ее и возможно даже убили!!» В течении нескольких недель вся Америка с придыханием следила за развитием событий. Сначала Лоуренс «насмерть» сбил автомобиль! Затем «трупы» актрисы находили в различных городах США, но каждый раз выяснялось, что это всего лишь слухи. И когда наконец-то Лемли организовал в Сент Луисе сцену «спасения», якобы вытащив Лоуренс из рук мафии, немудрено, что по возвращению в Чикаго возбужденные фанаты сорвали с актрисы практически всю одежду. Рвали одежду на Лоуренс, конечно же, «фанаты» нанятые Лемли.
Звезда Флоренс Лоуренс так же быстро закатилась с небосклона, как и взошла на него, а зажегший ее Карл Лемли за заслуги в кинематографе был удостоен Звезды на Аллее Славы Голливуда (6301 Голливуд Бульвар).
P.S. Карл Лемли не имеет никакого отношения к России и статья о нем написана в дополнение к истории зарождения Голливуда, к которой причастны бывшие граждане Российской Империи упомянутые в статьях ниже и (в ближайшее время) выше ;).
© Олег Григорьев