Агнец Божий. Ин. 1: 28-34

Jan 23, 2017 11:01

Крещение Господне с точки зрения Иоанна

Иоанн представляет историю крещения Господа Иисуса Христа читателям Евангелия совершенно с другой стороны, нежели Матфей. Прошу понимать правильно - оба евангелиста говорят об одном и том же, но представление события происходит с разных сторон. Что естественно не является противоречием одного другому, но дополнением к уже сказанному. Представление Божьей истины с различных человеческих точек зрения является проявлением богатства этой истины и красоты её величия.
Если Матфей прилагает всё старание представить Мессию человеком, и не просто человеком, а евреем, да ещё и из царственной династии. Об этом он сразу же и недвусмысленно заявляет в самом первом стихе своего повествования Евангелия, представляя Иисуса Христа потомком царя Давида и, как бы для усиления своей мысли, потомком патриарха Авраама. То Иоанн, начиная своё повествование Евангелия, с первых же стихов утверждает вечное Божественное происхождение Мессии, и только в одиннадцатом стихе первой главы, он говорит о пришествии этого Вечного Бога на землю к Своему народу. Отсюда и различие в представлении дальнейших событий, описанных Евангелистами, и событие Господнего крещения не является исключением. Просто Евангелисты ставят разные цели в представлении людям одной и той же величайшей Личности, когда-либо жившей на земле.
Евангелист Иоанн представляет Иоанна Предтечу и Иисуса Христа в образе двух жертв, не существующих одна без другой. Эти жертвы описаны в книге Левит 16: 15-22 (история о двух козлах, приводимых для жертвоприношения в специальный день очищения). Смысл этих жертв заключался в том, что одному животному нужно было умереть на жертвеннике для очищения его кровью святилища и ради Божьего прощения Своего народа (снятие вины за грех), а затем безжизненное тело этой жертвы сжигалось вне святилища полностью. На голову другого животного старейшины вместе со священником возлагали руки и исповедовали свои грехи и грехи всего народа. После чего уводили и отпускали его в пустыню, в землю непроходимую и враждебную как носителя людских нечистот. Эти жертвы приносились только в паре друг с другом, и какому животному умереть на жертвеннике, а какому уходить в пустыню решал Сам Бог через жребий.
Иоанн Предтеча всей своей жизнью показывает бесполезность попыток очищения без очищающей жертвы. Он, будучи из рода священников, уходит в пустыню вместо пребывания в Иерусалимском храме. Ведёт аскетический образ жизни, и питаясь, и одеваясь, и живя, не то, и не в то, и не в том, что производят руки человеческие. Тем самым не только своим видом, но и своим образом жизни отождествляет себя с тем самым ветхозаветным козлом отпущения. Козлом, на голову которого возложены все грехи всего народа Божьего, и который изгоняется в пустыню, чтобы там носить эти нечистоты до самой своей смерти. В пустыню, где нет ничего доброго, нет нормальной пищи, воды, жилья, нормальных условий для существования, туда, где даже, по поверьям древнего мира, Сам Бог не хотел жить, отворачивал Своё лицо от той земли, оставлял её без каких-либо элементарных благословений. Где, по тем же поверьям, была безраздельная власть сатаны. Это, изгнанное в дикую местность домашнее животное, служило для сатаны постоянным напоминанием, к чему привели его действия на земле, постоянным упрёком, так сказать, земным и небесным осуждением.
Иоанн Предтеча, даже объявив крещение покаяния для израильтян в Иордане при Вифаваре, проповедует народу Божьему всё ещё ожидающее их вхождение в землю обетованную. Утверждая тем самым, что люди, тысячелетиями поклоняющиеся Единому Истинному Богу, всё ещё находятся в пустыне. Ещё в худшей пустыне, чем были их отцы сорок лет, проходя пустыню Син - в духовной пустыне (Иезек. 37: 1-2; Ис. 53: 2). Ведь Вифавара - это то место, где на дне Иордана покоилась пирамидка из двенадцати камней, оставленных там израильтянами во время перехода их в землю хананейскую, обещанную Аврааму (И. Нав. 3: 14-17). И все благословения, которые они имеют в этой земле - благословения временные, как для прохожих, с которыми хотя и находится их Бог, но Он так же считает Себя здесь прохожим. Вся эта манна, перепела, вода из камня, всё это временно и не может быть постоянно, потому что пустыня всё равно остаётся всё той же пустыней, из которой лучше побыстрее убраться.
Иисус Христос же - это не козёл отпущения, это Агнец Божий. На Которого возложены грехи всего человечества не для того, чтобы их вечно носить в пустыне для свидетельства сатане в его осуждение, а для их искупления, во имя очищения людей для воссоединения их с Богом (Евр. 9: 25-28). Иоанн Предтеча олицетворяет собой весь Ветхий Завет, с его запрещениями, омовениями, обрядами, законами, священством, храмом и, тем не менее, всё равно не могущего никого довести до совершенства (Евр. 10: 1). Иисус Христос же Сам является Новым Заветом в Своей же собственной Крови, одним приношением делающий навсегда совершенными освящающих (Евр. 10: 14). Приглашая их в Новый Храм, который есть Его Тело - Церковь Иисуса Христа (Ин. 2: 21). Приглашая детей вернуться домой, к Отцу, напоминая людям земли, что они созданы были не дикими и ненужными, но домашними Божьими.
Иоанну Предтече жизнь была уготована Отцом Небесным в пустыне до самой смерти, а Иисусу Христу была уготована тем же Отцом Голгофа. И тот, и другой боролись с грехами человечества каждый по силе и способности, уготованной ему Бог. Один плакал и страдал в пустыне и за свои грехи и за грехи многих, измождал своё тело, и не мог очиститься от них ни сам, ни очистить других. Ничего не ожидая от этой жизни и ни к чему не стремясь в ней, кроме как к смерти, как к некоему избавлению от земных страданий. Другой уничижил Самого Себя ради людей, любя жизнь, и даже будучи Сам источником Жизни, но предал Своё Тело не приличествующей Ему смерти, будучи Сам безгрешен, сделав это для очищения от греха многих (Фил. 2: 6-11). Иоанн Предтеча крестил в смерть для мира, для себя. Иисус Христос - это крещение воскресения для Бога, чтобы больше не умирать.
Для нас повествование евангелиста Иоанна несёт в себе огромный смысл. Люди, называющие себя сегодня христианами, но продолжающие надеяться в спасении на других людей, всё ещё продолжают находиться под проклятием (Иер. 17: 5). Каждому человеку, желающему спастись и войти в Небеса нужно самому лично встретиться с Иисусом Христом уже здесь, на земле. Поймите, мы, священнослужители, можем за вас молиться, поститься, страдать, даже умереть за вас можем, но это не принесёт лично вам никакого ощутимого блага. Это зачтётся нам на Небесах, но не вам. А вам самим нужна Личность, по имени Иисус Христос. И Он ждёт каждого из людей, Он никого не оттолкнёт никогда, Он желает благословить каждого приходящего к Нему даже больше, чем этого желаем мы сами.
Недостаточно только осознавать себя грешником, недостаточно ненавидеть свою греховность, недостаточно просто исповедовать свои грехи и принимать наказание за них от самих же себя. После покаяния необходимо осознать себя святым, необходимо полюбить Бога как Отца, как Жизнь вечную и конечно же всё Божье так же крепко полюбить, и в первую очередь Его Семью - Церковь Иисуса Христа. Необходимо верой принять благодать Божью для радостной жизни уже здесь, на земле, радуясь прощению грехов и подаренной незаслуженно новой жизни во Христе Иисусе.
Нужно отвернуться от сатаны, чтобы повернуться к Богу; забыть об осуждении, чтобы радоваться оправданию. Помнить - всё что было в прошлом уже прощено Богом ради новых отношений сегодня и во веки веков.
«Итак, кто во Христе, тот новое творение: древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор. 5: 17).

крещение Господне, Евангелие от Иоанна

Previous post Next post
Up