Весь Байкал с Севера на Юг. 600 километров на "Комете" из Северобайкальска в Иркутск

Dec 30, 2018 17:45



Путешествие, о котором я сейчас напишу, к большому сожалению, сейчас совершить уже невозможно. Регулярную транспортную линию скоростного судна "Комета" между Иркутском и Северобайкальском отменили с 2017 года. Сегодня "Комета" Восточно-Сибирского пароходства курсирует только между Иркутском (порт Байкал) и островом Ольхон, а из Северобайкальска в Иркутск можно добраться самолётом, поездом или маршруткой. Но разве сравнится это по красоте и впечатлениям с путешествием через весь Байкал на "Комете"? Остаётся только вспоминать, радоваться, что успел совершить эту поездку, и... поделиться впечатлениями о том, как это было в 2010 году.

Планируя тогда путешествие, я сразу загорелся идеей совершить длительный 600-километровый водный переход через весь Байкал, и значительная часть 20-дневной программы байкальской экспедиции была привязана именно к этому рейсу: «Комета» по маршруту Нижнеангарск - Северобайкальск - Иркутск ходила с 19 июня по 28 августа по средам и субботам, а из Иркутска в Северобайкальск и Нижнеангарск - по вторникам и пятницам. 600-километровый маршрут судно на подводных крыльях преодолевало за 12 часов. Конечно, из Северобайкальска в Иркутск и тогда легко было уехать поездом или маршруткой (и это, кстати, выходило намного дешевле), но это никак не сравнится с водным путешествием через весь Байкал с севера на юг! Билеты на «Комету» были взяты ещё весной, хотя большая часть пассажиров брала их прямо на месте у проводницы - судно большое, места на нём всем хватало.


Утром я попрощался с гостеприимным хозяином пансионата «Золотая Рыбка», взял такси и поехал на пристань Северобайкальска, откуда в 8 утра должна уходить «Комета» на Иркутск. Пришедшая вчера из Иркутска (а если быть совсем точным, то из порта Байкал - маршрут пересадочный: по Ангаре пассажиры идут на «Восходе») «Комета» ночует в соседнем Нижнеангарске, и в 8 утра должна прийти в Северобайкальск, откуда начинается 600-километровое путешествие через весь Байкал. Вдумайтесь - протяжённость Байкала с севера на юг более 600 километров, как от Москвы до Питера! Действительно, настоящее море! Я приехал на пристань заранее, но это и неплохо - погода хорошая, можно погулять, пофотографировать…

1. Красив Северный Байкал на рассвете!



2. Поезда идут по БАМу:



3.



4. Порт Северобайкальска. Построенный во времена строительства БАМ, он принимал крупный грузовой флот с материалами для строительства. Сейчас здесь базируются катера и яхты, плюс в порту расположена небольшая военная база.



5. Вместе со мной из Северобайкальска в Иркутск водным путём возвращалась большая группа польских туристов. Польские девушки в ожидании «Кометы»:



6. Между тем, дисциплинированные поляки зашевелились - на глади озера показалась «Комета».



7. "Комета-15" Восточно-Сибирского пароходства подходит к причалу Северобайкальска.



Поехали! Немного необычно - все предыдущие недели путешествия мы, стартовав из Иркутска, постепенно-постепенно удалялись от него по берегам Байкала, на вторую неделю путешествия достигнув самой дальней точки, Северобайкальска. Теперь же мне предстоит пронестись всё это огромное расстояние за один день - перед глазами, быстро сменяя друг друга, предстанут удивительные пейзажи всего Байкала, словно в калейдоскопе. Во время путешествия на «Комете» с борта судна открываются совершенно уникальные места, которые, кроме как с воды, больше увидеть нет никакой возможности.

8. Покидаем Северобайкальск.



9. На протяжении всего перехода «Комета» идёт вдоль западного берега Байкала.



10.



11. Мчимся по Северному Байкалу - справа по борту видны село Байкальское и мыс Лударь, где я побывал вчера утром.



12.



13.



14. Очертания противоположного восточного берега: Баргузинский хребет, до которого отсюда более 60 километров.



15.



16. Северный Байкал удивительно красив! Может быть даже более красив, чем южная и центральная части озера, посещаемые 90% туристов. «Комета» летит вдоль западного берега, вдоль непроходимой тайги, вдоль вершин Байкальского хребта, достигающих высоты 2 километра и более. На некоторых вершинах в ложбинках лежит снег - он не тает за лето.



17.



18.



19. Одно из самых широких мест Байкала - до противоположного берега порядка 70 километров.



20. Продолжаем путешествие вдоль Байкальского хребта, протянувшегося вдоль северной части озера практически на 300 километров. Это территория Байкало-Ленского заповедника.



21.



22. С ледников сбегают быстротечные ручьи. За этим перевалом буквально в нескольких километрах от Байкала, за хребтом, берёт своё начало Киренга, один из крупных притоков верхнего течения Лены.



23.



24.



25.



26.



27. На берегу показался крошечный посёлок. «Комета» замедляет свой полёт, переходя в водоизмещающее положение, и вскоре останавливается на глади Байкала. Сейчас мы будем принимать пассажиров.



28.



29.



30. И снова вперёд по просторам Северного Байкала. Восточный берег и Баргузинский хребет в 80 километрах.



31. «Комета» идёт вдоль территории Байкало-Ленского заповедника. За перевалом Байкальского хребта, всего в 10 километрах от берега проходит верхнее течение Лены. Ширина реки в этом месте не превышает нескольких метров. Она берёт начало у самого Байкала, но оттесняемая Байкальским хребтом маленькая речка вынуждена избрать другой путь: она уходит от Байкала и начинает куда более длинную и тернистую дорогу - к далёкому Морю Лаптевых... Лена течёт там, за перевалом!



32. Ещё одно поселение, и снова «Комета» останавливается и принимает пассажиров.



33.



34.



35. Продолжаем переход, следуя вдоль западного берега:



36. Слева по борту видна северная оконечность полуострова Святой Нос и Большой Ушканий остров. Вот по тем вершинам, до которых сейчас около 50 километров, мы с друзьями бродили всего неделю назад…



Далее «Комета» минует овеянный легендами и мистическими историями мыс Рытый, возле которого в Байкал впадает речка Рита, поднявшись вверх по долине которой, через несколько километров пути можно достигнуть истока Лены, находящегося за теми скалами, всего в пяти (!) километрах от Байкала. Но маленький ручеёк направляется отсюда в другом направлении - ему предстоит стать одной из самых длинных (4400 километров) и самых крупных рек России и мира...

37. Вот она, Рита -  там вверху за перевалом берёт своё начало Лена: мне довелось пройти среднее и нижнее течение реки от Ленских Столбов до моря Лаптевых, где река отдаёт свои воды суровому Ледовитому океану, а вот теперь «Комета» мчится всего в нескольких километрах от того места, где маленький ручеёк под названием Лена берёт своё начало в одном из самых укромных мест Предбайкалья!



38. «Комета-15» Восточно-Сибирского пароходства минует окрестности истока Лены и продолжает свой стремительный полёт… Вдали на противоположном восточном берегу видна громада полуострова Святой Нос.



39. «Комета» приближается к мысу Хобой, северной оконечности Ольхона.



40. Далее пойдут уже сплошь знакомые места - следующий отрезок пути мы будем следовать Малым Морем.



41. Пейзажи Малого Моря:



42.



43.



44. Посёлок Хужир вдалеке - там мы жили три дня. Кажется так давно это было! :)



45. Остров Огой со своей знаменитой ступой.



46.



47. «Комета» преодолевает Малое Море всего за час - впереди пролив Ольхонские ворота.



48. «Комета» замедляется, переходит в водоизмещающее положение и делает остановку в южной части Ольхона, в бухте Загли.



49.



50. Мы покидаем Малое Море, по проливу Ольхонские ворота снова выходя на просторы открытого Байкала. В акватории пролива активное движение паромов, и «Комета» не разгоняется, проходя пролив в водоизмещающем положении.



51.



52. Несколько лет назад по дну пролива Ольхонские ворота был проложен электрический кабель, разрешивший, наконец, проблему электрификации Ольхона.



53. А «Комета», оставив узкий пролив, встаёт на крыло и продолжает свой полёт по просторам открытого Байкала.



54. Здесь совершенно другие пейзажи - продуваемые Сармой берега южного Ольхона и соседствующие с ними территории материка степные, совершенно безлесные.



55.



56.



57. Лес начинается лишь в 30 километрах южнее Ольхонских ворот, после залива Усть-Анга. Вот она - граница леса и степи.



58. Мы незаметно пересекли границу между центральной и южной частями озера, и вот уже «Комета» бороздит просторы Южного Байкала. Бухта Песчаная - одно из самых красивых мест Байкала. Мне предстоит провести здесь три последних дня экспедиции, а пока «Комета» проходит Песчанку транзитом.



Полным ходом приближаемся к истоку Ангары. Деревни Большое Голоустное и Большие Коты (ударение на первый слог) - предвестники скорого появления Листвянки.

59. Голоустное:



60. Напротив Большого Голоустного на противоположном берегу Байкала находится дельта его крупнейшего притока, реки Селенги:



61. Берега Южного Байкала.



62. Деревня Большие Коты. Погода постепенно портится.



63.



64. Листвянка. Над высоким берегом возвышается крупнейший в России солнечный телескоп Байкальской Астрофизической обсерватории:



65.



66. Начиная от деревни Большие Коты мы двигались по Байкалу не одни - из Больших Котов на Листвянку взял курс "Восход-75", идущий рейсом на Иркутск. Два крылатых судна идут параллельно друг другу совсем рядом, как на параде! Очень красиво смотрится!



67. «Восход» и «Комета» делают остановку в порту Байкал - здесь пассажирам «Кометы» предстоит пересесть на «Восход» и продолжить путь до Иркутска по Ангаре, а преодолевшая почти 600 километров «Комета», остаётся ждать своего следующего рейса на Север в порту Байкал. Ещё в порту Байкал в этот день стоит весь крупный круизный флот Байкала - теплоходы «Зайсан», «Империя» и «Николай Ерощенко». Построенные из корпусов крупных буксиров проекта Р18А, ныне они совершают самые разные круизы по Байкалу и принадлежат иркутской компании «Истлэнд».



68.



69. В порту Байкал мы совершаем пересадку с «Кометы» на «Восход», где объединяемся с пассажирами рейса Большие Коты - Иркутск.



70. Машем рукой «Комете» и начинаем наш путь на "Восходе" до Иркутска по Ангаре. Направляемся в исток Ангары - фарватер в истоке проходит вдоль левого берега.



71. Исток Ангары из Байкала.



72. Первые километры пути Ангара, хоть и имеет подпор от Иркутской ГЭС, но всё равно неширока и здесь достаточно приличное течение. Однако, сделав несколько поворотов, река незаметно превращается в просторы Иркутского водохранилища. Берега отступают всё дальше.



73. Иркутская ГЭС расположена в южной части города.



74. «Восход» останавливается у причала иркутского речного вокзала "Ракета", расположенного на берегу Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный.



На этом большое водное путешествие по Байкалу на крылатых судах Восточно-Сибирского пароходства закончилось.

К оглавлению >>>

Северобайкальск, Малое Море, Байкал, Ангара, Ольхон, Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up