За Куйбышевским водохранилищем и плотиной Жигулёвской ГЭС начинается Нижняя Волга. Приняв Каму, Волга становится могучей рекой, несущей колоссальное количество воды - в среднем порядка 8000 куб.м в секунду. Ниже устья Камы ширина Волги даже на участках, где нет водохранилищ, составляет не менее полутора-двух километров. Нижняя Волга очень мощна - и близко не сравнишь её с той совсем небольшой рекой, какой мы встретили Волгу, выйдя пять дней назад из канала имени Москвы в подмосковной Дубне.
После Жигулей природа меняется - Нижняя Волга течет на юг через степи и затем полупустыни. Впереди нас ждут очень жаркие и засушливые места. Меняется и структура Волжского бассейна. Если взглянуть на географическую карту, в плане великая река в совокупности со всеми своими притоками похожа на дерево с пышной кроной, многочисленными ветвями и изогнутым толстым стволом (бассейн Волги, т.е. совокупность всех больших и малых рек волжской речной системы, выделен на этой карте жёлтым).
1.
Волга несёт свои воды через зоны европейской тайги, смешанных лесов, лесостепей, степей и полупустынь - и каждый из этих участков накладывает на неё свой отпечаток. «Пышная крона» волжского дерева заканчивается в районе Самарской Луки, как раз там, где начинается Нижняя Волга. Последний относительно крупный приток Волги - Еруслан: ниже него «ветвей» на «дереве» нет, и от Камышина до самого Каспийского моря Волга на протяжении 800 километров широкой лентой через степи и полупустыни течёт, не имея ни одного притока!
2. Нижняя Волга начинается за плотиной Жигулёвской ГЭС. Теплоход следует к выходу из подходного канала - чем дальше на юг, тем оживлённее и интенсивнее становится грузовое судоходство. По Нижней Волге идёт огромный поток судов - сухогрузов и в особенности танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты с Урала, Южного Поволжья, Каспийского региона по Волге, а затем Волго-Донскому каналу и Дону в международные порты Азовского и Чёрного морей. И чем дальше на юг, тем больше флота будет на нашем пути: Нижняя Волга - оживлённая водная дорога!
3. На берегу подходного канала находится посёлок Фёдоровка (ныне микрорайон Тольятти) - известное дачное место тольяттинцев и самарцев. Особенно привлекают внимание шикарные особняки, выходящие своими фасадами к Волге.
4. К реке выходит и очень красивый храмовый комплекс.
5. Теплоход покидает канал гидроузла и выходит на просторы Нижней Волги, начинающейся на нашем пути живописнейшим участком - на протяжении почти 100 километров тянутся вдоль Волги Жигули…
6.
7. Зелёные, кудрявые, набегающие друг на друга холмы и горы, поросшие по вершинам пихтой, потрясающе живописны! Доверчиво прижались к их подножьям утопающие по весне в белых цветах черёмухи посёлки. Глубокие, похожие на ущелья, лощины змеями уползают в недра гор.
8.
9. В районе Бахиловой горы в Жигулях ведётся разработка известняка открытым способом, а ниже по течению находится посёлок Ширяево, где иногда делают остановку туристические теплоходы.
10. Прямо по курсу уже показались знаменитые Жигулёвские ворота - самое узкое место Нижней Волги, где долина реки стиснута с обеих сторон утёсами.
11. А теплоход продолжает свой путь по Волге, которая причудливой Самарской Лукой огибает кудрявые Жигулёвские горы… Красота!
12. На территории Самарской Луки расположен одноимённый национальный парк, а в северной, наиболее уникальной её части - Жигулёвский заповедник. Теплоход продолжает свой путь вдоль верхней, северной части Самарской Луки. Здесь находится самая высокая часть Жигулевских гор, крутыми, поросшими лесом зелёными уступами обрывающихся к Волге…
13. Фарватер идёт вплотную к гористому правому берегу - и от этого Жигули смотрятся ещё величественнее и живописнее.
14. К реке с левого берега выходят Сокольи горы, являющиеся продолжением Жигулёвских на противоположном берегу реки. Правобережные Жигули и левобережные Сокольи Горы образуют узкие Жигулёвские ворота, через которые проходит русло Волги, чей мощный поток в древние времена разрезал преграждавшие путь известняковые горные породы и освободил себе дорогу к Каспию…
15. На левом берегу хорошо виден Царёв курган, осколок бывшего когда-то единым Жигулёвского массива - а теперь отделённый от Жигулей прорезавшей себе путь Волгой, а от Сокольих гор - её притоком рекой Сок. В начале XX века Царёв Курган был намного выше - около 80 метров, но в 1950-х годах здесь начали интенсивную разработку камня, и постепенно курган срыли более чем наполовину. Сейчас на вершине плато, оставшегося от некогда могучего Царева кургана, установлен «Покаянный крест», хорошо видимый с теплохода.
16. Слева по борту хорошо видно устье реки Сок.
17. За Царёвым Курганом по левому берегу начинаются Сокольи Горы, а по правому высится Серная гора Жигулей. Стиснутая с обеих сторон утесами, долина суживается - проходим Жигулёвские ворота, одно из самых живописных мест на Волге!
18. Самая высокая вершина Сокольих Гор называется Тип-Тяв.
По поводу названия горы и истории образования Жигулёвских ворот существует легенда - о красавице Волге и двух братьях, Жигуле и Соколе. У Сокола была сторожевая собака. Она охраняла покой братьев. Сокол строго-настрого приказал, чтобы собака отгоняла прочь зверей и птиц и лихих людей. Но еще строже наказывал Сокол, чтобы верная его собака не подпускала близко Волгу. Волга, желавшая выбраться на простор и бежать к морю коротким путём, обернулась красавицей, какой ни Сокол, ни Жигуль отродясь не видели. И пошла к братьям. Увидела Волга, что братья зачарованы ее красотой. Осмелела, вздохнула всей грудью, напряглась да и ударила со всего размаху, так ударила, что затрещали братья и раздались в разные стороны... Собака только и успела тявкнуть - "тип-тяв". Пали эти звуки на вершину Сокола да там и замерли. А собака полетела от сильной встряски в воды Волги, которая уже неслась, хохоча и резвясь, между двумя братьями. Так и стоят теперь Сокол и Жигуль, разделенные могучей и своенравной Волгой.
19. В районе Жигулёвских ворот фарватер идёт практически посередине реки - Сокольи Горы совсем близко.
20. Жигули - один из самых притягательных для туристов уголков Самарской области. А как красиво горы смотрятся с самолёта - я неоднократно видел их с обычных самолётов, когда летал в Самару. Но вот с такого маленького самолётика мне их видеть не доводилось - оттуда открываются, наверное, совсем потрясающие пейзажи…
21. А это совсем экзотический аппарат. :)
22.
23. Оставив позади Жигулёвские ворота, долина Волги снова расширяется. Горы ненадолго отступают от реки - низкие берега, острова, затоны, белые отмели.
24. А далее начинаются новые кварталы Самары, расположенной на левом берегу у самой вершины Самарской Луки.
История Самары уходит в древность. Особенности природных условий - пограничье степей и лесов, водный путь между народами Востока и Запада обусловили и историю развития этого края. Первое упоминание о поселении на нынешней Самарской Луке датировано 1361 годом. А первая крепость была основана в этом стратегически важном месте Волги в 1586 году - с целью контроля реки, освоения земель, прикрытия Руси от кочевников и обеспечения водного пути до присоединённой в 1556 году к России Астрахани. Находясь на луговой стороне у вершины Самарской Луки, глубоко вклинившейся в степи, Самара держала под зорким надзором и Жигули, и Заволжье.
Сейчас Самара - город-миллионник, один из главных центров Поволжья, протянувшийся вдоль Волги на 30 километров. Почти два часа идёт вдоль города теплоход, прежде, чем ошвартоваться у речного вокзала!
25. Эта белоснежная стела «Ладья» была установлена на Октябрьской набережной в 1986 году, к 400-летию города.
26. Протяженность Самарской городской набережной - более пяти километров, и практически везде вдоль набережной тянутся роскошные песчаные пляжи. Летом в Самаре по-южному солнечно и жарко, и горожане тянутся к реке.
27. В советские годы Куйбышев (так тогда называлась Самара) стал одним из главных промышленных центров страны, в частности в военно-космической и авиационной сфере. В память об этом в городе установлена ракета-носитель «Союз». Монумент был открыт к 40-летию полёта Гагарина и в память о знаменитой ракете-носителе Р-7, выпускавшейся (и до сих пор производящейся) в Самаре.
28. Чуть дальше к Волге выходит площадь Славы с монументом в честь трудового подвига рабочих авиационной промышленности города во время войны.
29. Городской цирк.
30. А дальше на набережной расположена, пожалуй, самая любимая многими городская достопримечательность - знаменитый Жигулёвский пивзавод, построенный в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано. К сожалению, в других городах России сейчас не так просто купить настоящего Жигулёвского пива (то, что в большинстве своём продаётся - мягко говоря, не то), здесь же в Самаре - пиво действительно очень вкусное! А прямо при Жигулёвском пивзаводе действует прекрасный ресторан «У Вакано» - замечательное место!
В прошлом году в июле мы с Мишей и Саидом, моими замечательными товарищами и коллегами, были в Самаре в необычной командировке - на натяжении вант строящегося на окраине города вантового моста. Натяжение вант должно производиться строго ночью, когда нет теплового нагрева конструкции и солнечного излучения. Классно так - сидишь всю ночь на мосту на реке, июль, тепло, звёзды южные, луна… Огромные цапли над рекой летают, рыбаки сидят… Потом забрезжит рассвет… А потом после «ночного» - с чистой совестью едешь на Жигулёвский завод, расталкиваешь у заветного «крана» всегда пасущихся там утренних алкоголиков, берешь пива, рыбки и в несколько необычное время отмечаешь окончание несколько необычного формата трудового дня. Потом поспишь немного - а днём в жару или на пляж, или в ресторан «У Вакано». Потом послеобеденный сон - и ближе к ночи с новыми силами опять на мост «в ночное». Классная была командировка! :)
31. Пройдя около двадцати километров по городской черте, теплоход приближается к речному вокзалу Самары.
32. Широка Нижняя Волга!
33. Наш «Афанасий Никитин» швартуется вторым бортом к «Герцену», параллельно с которым мы шли от самого Углича. А на соседнем причале стоит «Пётр Алабин» - двухпалубный теплоход 785 проекта, выполняющий сейчас в основном короткие прогулочные рейсы.
Самара интересный город - у него нет столь ярко выраженного классического исторического центра, как у Ярославля, Нижнего или Казани, он чуть другой. Тем не менее, в городе есть и интересные архитектурные достопримечательности, и старинная купеческая застройка, и музеи, и необычные современные монументы, и прекрасный любимый всеми туристами пивзавод, о котором я уже писал. Очень интересно побывать в засекреченном долгое время подземном «Бункере Сталина» - в Куйбышев во время войны были эвакуированы не только многие предприятия, но и готовилось к эвакуации верховное главнокомандование страны.
Мне неоднократно доводилось бывать в Самаре, поэтому в этот раз в город не пошёл. Стоял жаркий июльский день, и горячий песок многокилометрового самарского пляжа, куда мы пошли с двумя нижегородскими знакомыми, был куда притягательнее всех городских достопримечательностей вместе с пивзаводом. А накупавшись и освежившись, можно с новыми силами продолжить путешествие на юг по Волге…
К оглавлению >>>