Тезисы доклада на заседании Русской аналитической школы
16 января 2020 года
В докладе сделан краткий рамочный анализ систем образования и их становления применительно к теме субъектности государства. С этой точки зрения можно выделить классическое и постклассическое образование. В докладе будет показано, что эти две концепции не являются ни конкурирующими, ни наследующими друг другу естественным образом. Классическое образование, понимаемое как передача образцов для воспроизводства определенного типа личности, в основе имеет формальный характер и призвано сформировать полноценного Человека. Постклассическое образование направлено на развитие очень ограниченных, инструментальных умений для выполнения определенных трудовых функций. Именно классическая модель среднего и высшего образования определяет качество правящих западных элит. Само наличие такого образования является необходимым условием существования государства как политического субъекта.
1. Процесс образования является нормативным
Любое общественное объединение (организация, корпорация, государство) держится на определенном типе личности, который должен воспроизводиться. Государство воплощает определенный тип личности, и поэтому воспроизводство данного типа является базовой функцией государства.
Человек не рождается личностью. Человек рождается биологической сущностью, которая может превратиться в личность (а может и не превратиться). Это превращение происходит путем социализации и передачи образцов (норм). Вследствие этого процесс образования является нормативным.
Слова «образ», «образец», «образование» являются однокоренными и имеют сходный смысл: воспроизводство определенных образцов. Ключевыми элементами передачи образцов в процессе образования являются исторические примеры и изучение языков.
После утраты классического образования предметом истории, кроме привязки к искусственно сконструированным процессам, стали факты и даты. Это непростительное упрощение. Историю в образовательном процессе следует трактовать как миф. С незапамятных времен мифы и сказки служили образовательным инструментом для воспроизводства определенного типа личности. Что же касается второго элемента, то языки и, по преимуществу, родной язык являются кодом доступа к культурным образцам.
2. Система образования иерархична
Все утверждения о свободе ученика по отношению к учителю не имеют смысла. Образование - это не зубрежка, не натаскивание, не муштра. Результат обучения зависит от ученика, его индивидуальных особенностей. Речь идет об адаптации методов обучения к конкретному человеку, а не о свободе ученика самому решать, какой результат он хочет увидеть. Еще не оформившаяся личность получает право иметь собственное суждение по вопросам, которые находятся вне ее жизненного опыта. Мысли и поступки незрелой личности столь же ядовиты, как и несозревшие плоды в природе.
В конце Второй мировой войны англичане, которые были проигравшей стороной, запустили проект уничтожения классического образования в Западной Европе и в США. Целью был реванш на уровне идеологии, психологических и культурных войн, того комплекса концептов и способов их трансляции, получивших затем название «мягкой силы». Одной из мишеней было выбрано самое свободное в то время сословие университетских профессоров. Западный профессор самостоятельно выбирал темы научных исследований, содержание публикаций, формировал научную школу и брал себе учеников. Его профессиональные заслуги мог оценить только узкий круг таких же ученых, как он сам. Соотношение доходов, комфорта и устройства жизни профессуры были беспрецедентны - как в Европе, так и в США. Это самодостаточное, независимое сословие мешало поствоенной элите проводить свои идеологические и политические планы.
Другим объектом реформ стали молодые люди из благополучных белых семей, принадлежащих к среднему классу. Сначала был сделан упор на отвлечение молодежи от учебы и производительного труда с помощью наркотиков, психотропных веществ и методов изменения сознания, с которыми в послевоенные годы экспериментировали в Тэвистокском институте и других центрах разработки методов психологической войны. Одним из идеологов и активных участников этого процесса был известный писатель Олдос Хаксли, участвовавший в качестве представителя англо-американского истеблишмента в экспериментах с использованием наркотиков и идеологии Нью-Эйдж в Калифорнии.
В начале 1960-х, после неоднозначных результатов этих экспериментов, было решено делать упор на молодежные протестные движения. Было запущено движение хиппи, позднее - протесты против войны во Вьетнаме, обращенные спецслужбами в политический ресурс. Большую роль в раскрутке протестных настроений сыграла поп-культура. Сейчас уже не является секретом, что английская музыкальная субкультура, представленная «Битлз» и другими группами, была частью данного проекта. Протестные движения становились все агрессивнее. Так, в Западной Германии в 1967-8 годах было несколько жестоких, с жертвами, стычек между властью и студенческими экстремистами.
Одновременно (и тоже с далеко идущими политическими целями) развивалась другая модель образовательной реформы. Она была основана на предоставлении учащимся свободы выбора программы обучения и права давать оценку преподавателям. Так, во Франции ученики гуманитарных лицеев могли отказаться от изучения классических авторов под предлогом того, что «это скучно». Ощутив «ветер свободы» в классе, лицеисты середины 1960-х, ставшие студентами, возомнят, что могут управлять страной. В мае 1968 года Париж оказался во власти студенческих активистов, действовавших под лозунгом «Запрещать запрещается».
Сегодня модульное образование по выбору учащихся, рейтинг преподавателей и другие способы демонстрации равенства учащихся и учителей стали нормой на Западе и активно продвигаются у нас как безальтернативные атрибуты «настоящего» образования. Вспомним, однако, что любая сложная продуктивная система иерархична. И система образования не является исключением. Старейшие университеты появились в XIII веке после Крестовых походов, принесших в Европу эту форму классического (теологического) образования с Востока. Форма проявляется через мысль, через речь. Студенты в первую очередь должны были овладеть культурой мышления и речи - таким образом они получали навык оперирования абстрактным.
До сих пор в западных университетах, готовящих управленческую элиту, сохранилась модель «LiberalArts», т.наз. «свободных искусств». Изначально предполагалось, что студент университета получает «универсальное» образование, дающее доступ к высшим духовным и светским позициям. Оно состояло из двух ступеней. Первая ступень, «тривиум», включала обучение практическим навыкам: грамматике (устройству языка и мышления), логике (способу передачи актов мышления) и риторике (способу выражения своих мыслей). После того, как студент овладевал этими навыками, он мог перейти на следующую ступень - «квадривиум». Четырьмя обязательными дисциплинами были: арифметика (в современных терминах - алгебра), геометрия (наука о пространственных соотношениях), астрономия (учение о мироустройстве) и музыка, или гармоника (наука о колебаниях, напоминавшая современную физику). Закончив полный университетский курс, выпускник мог оперировать абстрактными понятиями, имел основы проектного мышления и ясно выражал свои мысли по любому поводу устно и на письме.
3. Актуальность формального образования
Здесь может возникнуть вопрос. Указанная модель университетского - универсального - образования могла устареть и должна уступить место чему-то другому. Почему эти навыки, прошедшие сквозь века, по-прежнему актуальны?
Общество, которое не воспроизводит формальных образцов, не является иерархичным. Такое общество в интеллектуальном плане плоское. Оно живет и размножается природным образом, вегетирует. В таком обществе отсутствуют проектные формы. Проект требует замысла, абстракции, формальных рассуждений.
Надо со всей категоричностью заявить, что формирование правящих слоев построено до сих пор по этим принципам. Выпускники Оксфорда котируются при приеме не только на государственные посты, но и на высшие должности в корпорациях. Так, Джейкоб Ротшильд, глава английского клана Ротшильдов, закончил школу Итон и Оксфорд, получив в элитном колледже Крайст-Черч степень по истории. Нынешний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, также выпускник Итона, закончил другой известный оксфордский колледж, Бэллиол, по специальности «Античная история и литература». (Вероятно, поэтому он предпочитает ссылаться в своих речах на Перикла, а не на своих товарищей по партии.) В США лучшее образование дают университеты под патронажем иезуитов. Весь современный мир, с которым мы соревнуемся, живет и действует, следуя классическим образцам. (Мы не обсуждаем Китай, Индию, Арабский мир, так как там собственные традиции формального образования существуют, не прерываясь, в течение тысячелетий.)
Следует отметить, что классическое европейское образование сосуществовало с другими моделями передачи человеческого опыта, в том числе с профессиональным обучением. На основе цеховых методов Средневековья возникла современная система технического образования. В начале XVIII века, в период бурного развития новых технологий и машинного производства, в Германии открылась первая Realschule. В России созданные по немецкой модели реальные училища начинают развиваться с 1830-х годов. Учащиеся получали навыки работы с «реальным», то есть с материальным. В советское время была заимствована немецкая система политехнического образования, которая распространилась и на гуманитарные дисциплины.
4. Постклассическое образование
А что же такое «постклассическое образование»? Какую цель оно преследует? Откуда происходит?
Ограничимся второй половиной XX века, послевоенным периодом. После окончания Второй мировой войны сформировались две супердержавы - СССР и США, которые в течение последующих тридцати лет вели соревнование между собой. Следствием этого противоборства стал государственный запрос на технические специальности, изучение естественных наук. Образование сдвинулось в научно-техническую сторону. С точки зрения классического образования, это было движение вниз, но при этом уровень массового образования существенно повысился. В результате число людей, получивших доступ к естественнонаучным, техническим знаниям и соответствующим методам организации своей деятельности (моделированию, планированию, проектированию), стало очень большим.
Этот феномен был осмыслен правящими кругами и квалифицирован как угроза стабильности западного общества. В докладе «Кризис демократии», подготовленном для Трехсторонней комиссии в 1974 году, его авторы, известные социальные философы Мишель Крозье, Сэмюэль Хантингтон и Йоджи Ватануки, анализируют кризис демократической модели общества и предлагают решение проблем. В предисловии к докладу авторы прямо заявляют, что послевоенные годы породили класс интеллектуалов, подвергающих сомнению существующие ценности и авторитеты, а доступное массам среднее образование сделало их менее управляемыми [1, с. 6-7]. Признав невозможным управление такими сложными социальными структурами, авторы доклада предложили общество упростить. Одним из способов является отказ от всеобщего среднего образования и понижение уровня образования в мире.
Свой вклад в разрушение классического образования внесли философы постмодерна. Наблюдая разрушение послевоенного мира, они пропагандировали относительность нормативных ценностей, разрушение «метанарративов», (термин был введен французским философом Жаном-Франсуа Лиотаром в конце 1970-х годов [2]). Метанарративы - «объяснительные системы», организующие общество и служащие для него средством самооправдания; к ним относятся религия, история, наука, психология, искусство.
Свою лепту внесли в этот процесс и антропологи, исследования которых щедро финансировались англо-американскими институтами, разрабатывающми методы психологической войны. Изучение «примитивных культур» было использовано для демонстрации важности любого объекта, будь то картина Рафаэля или ритуальный объект дикаря. Опять, как и в случае уравнивания мнений учителя и ученика, здесь возникла подмена: научное значение артефактов и ритуалов примитивных племен выдавалось за абсолютные культурные ценности. В результате нормативные образцы, которые должны быть незыблемы и передаваться из поколения в поколение, перешли в разряд относительных.
Отказ от метанарративов породил на Западе брожение умов, цинизм, зацикленность на своих узких интересах, отсутствие будущего и, как следствие, ослабление государства, построенного на идее стабильности и служения. В настоящее время очень сложно найти молодого человека, который при приеме на работу способен ответить на вопрос, что он может дать компании или учреждению. Доминирует потребительский, прагматичный, сюиминутный подход к учебе, работе, общественным обязанностям. Заметим, что отказ от метанарратива или его замена могут привести к непоправимым последствиям в обществе. В частности, в результате фактического запрета метанарратива советского периода и замены его на очень урезанный, «экспортный» вариант либерального нарратива, в постсоветскую эпоху распространился культ материального, который поразил даже наше воинское сословие - силовые структуры.
Как было указано выше, существенную роль в процессе понижения уровня массового образования играла Британская империя. Усилия были направлены на разложение, прежде всего, американского общества. За два послевоенных десятилетия уровень массового образования в Штатах существенно вырос. У этого было несколько причин. Со времени прихода к власти нацистов, во время и после войны в США эмигрировало большое число образованных европейцев. В 1943-45 годах американцы тайно перевезли на свою территорию несколько десятков тысяч немецких специалистов, работавших затем в Атомном и Космическом проектах. Кардинальным образом на развитии математического и технического образования сказалось соревнование с Советским Союзом (вспомним знаменитую речь Кеннеди после полета в Космос Юрия Гагарина).
Британцы и их союзники в США применяли весь доступный им арсенал средств разложения молодежи: распространяли в американских университетских кампусах учение New Age, пропагандировали образ жизни хиппи и музыкальную поп-культуру, основанную в том числе на приеме наркотиков и асоциальном поведении. Первым полигоном для этих экспериментов стала Калифорния и ее лучший университет Беркли, входящий в Лигу плюща.
Диверсия в отношении среднего образования началась тогда же. Эпохальную картину последовательного отказа от классической концепции в школе дает 750-страничное исследование «Намеренное оглупление Америки» (The Deliberate Dumbing Down of America) [3]. Его автор Шарлотта Айзербит, сначала член школьного совета, затем сотрудница Департамента образования при Рейгане, в течение многих лет вела широкую общественную кампанию против разрушения среднего образования, собирала свидетельства превращения школы в инструмент отупления и индоктринации. В своем интервью, озаглавленном «Дети в государственных школах проходят специальную обработку для того, чтобы стать роботами в глобальном коллективе», Ш.Айзербит замечает, что с 1965 года, когда федеральное правительство стало активно финансировать образование с целью помочь бедным, произошла смена академического характера образования на т.наз. «результативный подход» (outcome-based). «Образование больше не имело значения. В глобальной, плановой экономике они хотели использовать в наших детей как маленькие орудия - в основном, как роботов».[4, с.10].
Еще раз подчеркнем, что отход от классического образования и уничтожение иерархического начала в школах и университетах не были ни следствием естественного падения уровня культуры, ни общественного или государственного запроса. Лишь путем насильственных, скоординированных действий участников таких проектов, как МК-Ультра, БлюБерд, спецопераций по внедрению психотропных веществ и протестных настроений в молодежную среду в конце 1950-х-1960-х годах, существовавшая система образования была выведена из равновесия и затем, в 1970-х годах, заклеймена как неэффективная и наносящая вред либеральным ценностям.
Окончание см.
https://upravleniye.livejournal.com/17574.html Видео
https://youtu.be/DwS7SnAHxe0