Хочу дополнить
предыдущую статью на тему того, что такое фашизм в первом приближении и как его распознать.
Итак, фашист говорит о том, что бОльшая часть людей (выделяемых по какому-то признаку - расовому, национальному, генетическому, социальному) на самом деле людьми не является. А является некоторой разновидностью скота, причём с рождения (ведь нормальный человек тоже может сказать, что какой-нибудь маньяк перестал быть человеком - но не врождённо, а в результате осознанного выбора).
Это, кстати, не означает, что всех этих «недолюдей» надо немедленно уничтожить - ведь не уничтожают же всех коров или свиней.
Однако, это сразу определяет множество других сторон фашизма.
Экономически сразу говорится, что у скота не может быть собственности - и фашистская экономика становится финансовой пирамидой перераспределения собственности от «недолюдей» к «сверхлюдям». Причём чем более зрелым является фашизм, тем более это выражено.
Также очевидно, что если «недолюди» являются большинством, причём пока ещё считающим себя людьми, то политическим строем может быть только свирепая диктатура. Базирующаяся на технологиях манипуляции толпой, максимально способствующих расчеловечиванию входящих в неё людей. «Психология толп» Лебона была настольной книгой Муссолини.
В области идеологии же фашизм немедленно противопоставляет себя исторической идентичности народа и его культуре. Собственно, культура, подобно технике безопасности, писана кровью. Культура - это огромный багаж знаний и запретов, основанный на опыте выживания народа. Поскольку любой паразитарный способ организации общества (а фашизм - именно паразитарный способ существования, когда правящее меньшинство высасывает все соки из большинства) приводил к ослаблению государства и падению, зафиксированным в исторической памяти народа, то в культуре оформлялся запрет на такое поведение. Культура всегда ставит некий предел неравенству между людьми и воспевает равенство между людьми высоконравственными. Что выливается в идеалы свободы, равенства и братства Великой Французской революции, посмертного равенства всех в христианстве, гуманистических мифах о равенстве людей и богов - и, конечно, достигает своего апогея в коммунизме и близких к нему течениях (глубокую укоренённость коммунистических мечтаний в культуре утверждал и Ленин, сказав: «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»).
Из-за ограничения неравенства и восхваления равенства культура является основным препятствием на пути фашизма (хрестоматийное: «Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг»). Но её нельзя сковырнуть с пьедестала без уничтожения исторической идентичности - ведь культура базируется на понимании и осмыслении взлётов и падений народа и его соседей в истории. Но и историческую идентичность нельзя просто демонтировать - нужно заменить её чем-то, что не вызовет чрезмерного отторжения.
Потому для демонтажа истории используется миф (и это ещё одна характерная отличительная черта фашизма). Берётся некий праисторический период жизни народа, о котором не осталось уверенных свидетельств. И на этой базе сооружается миф доисторического превосходства, служащий базой эрзац-культуры, абсолютизирующей необходимое фашизму неравенство. Гитлер отстраивался от династии Гогенштауфенов, императоров Священной Римской империи, угасшей в XIII веке. Фашизм Муссолини отталкивался от древнеримского мифа (сам избранный символ, «фасции» - это пучок прутьев, символ карающих полномочий «магистратов», высших должностных лиц Древнего Рима). Украинский бандеровский фашизм использует миф о «древних украх». ИГИЛ требует вернуться к первоистокам ислама, отрицая всё здание ислама, построенное после пророка Мухаммеда как язычество, джахилию - и на этом фоне уничтожает не только памятники доисламской культуры, но и жесточайшим образом уничтожает традиционный ислам и уже взялось за уничтожение мечетей.
И в рамках ведущейся с культурой и исторической памятью нашего народа войны необходимо понять, что она в конечном счёте нацелена на победу фашистских сил - ибо они черпают энергию в отрицании подлинной культуры и подлинной истории. И тем важнее сплотиться вокруг культуры и истории. Изучать историю, осваивать культурное наследие - и передавать его окружающим людям - вот долг тех, кто борется с фашизмом.