Неоднократно сталкивался с тем, как два спорящих в интернете человека называют друг друга фашистами, причём каждый твёрдо уверен, что фашистом является именно собеседник, но не он сам. Вдобавок, недоопределённостью слова фашизм в общественном сознании умело воспользовались украинские политтехнологи. После очередного раза захотелось написать пост, как можно легко отличить фашизм от не фашизма в условиях, когда классические определения (например,
определение Георгия Димитрова) становится сложно использовать.
Базовым признаком любого фашизма является фундаментальное (т.е. не по факту конкретных поступков, а изначально, по факту рождения) разделение людей на сверхлюдей и на недолюдей, которых необходимо тем или иным образом искоренять. И формы фашизма отличаются лишь по критериям этого разделения. Разделение по расовой принадлежности даёт расизм, по национальной - нацизм. Также бывает фашизм генетический (несмотря на известный факт, что 99,9% генома совпадает у всех людей), фашизм социальный.
Экономический базис фашизма вытекает из разделения - это то или иное ограбление считаемых недолюдьми во имя процветания «сверхлюдей», либо в рамках внешней военной экспансии, либо ограниченное рамками одной страны. Политический строй также вытекает из разделения - это авторитарный строй (слабо замаскированный под демократию), т.к. необходимо обеспечить диктатуру меньшинства «сверхлюдей» над большинством «недолюдей».
Однако определение помогает понять, что не всякий авторитарный строй и не всяческое экономическое неравенство является фашизмом - чтобы стать таковым, оно должно быть идеологически оформлено как предельное, непреодолимое. И переводящее подавляющее большинство людей в разряд скота, лишь внешне похожего на человека, гилика - в определении гностицизма.
Также характерной чертой современного фашизма является медийная технология гипертрофированного расчеловечивания. Чтобы снять психологический барьер, не позволяющий обычному человеку убивать ближнего, используется сравнение оппонента с примитивным животным. На Украине был запущен мем «колорады» (кстати, отработано сравнение с насекомыми-вредителями было ещё в рамках геноцида в Руанде в 1994 году, когда СМИ был массово запущен мем «тараканы» для обозначения народности тутси). Отечественные либероиды назвали просоветское большинство «анчоусами» (Латынина) и «мухами» (Минкин). С этой точки зрения, кстати, мем «укроп» также не является абсолютно беспроблемным и может эскалировать ответ по принципу фашизма. А фашизмом фашизм не победить.
Ну и приведу яркий пример
высказывания Шендеровича, показывающего, что фашизм и либерализм, вроде бы враждовавшие в середине XX века, в веке XXI, обретя приставки «нео-», уже идут рука об руку:
«Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми - и оцениваем их в человеческой номинации. Оттого и расстраиваемся, сопоставляя числительные, оттого и заходимся в бессильном гневе, не понимая, как такое возможно: лгать в глаза, изрыгать пошлости, убивать, устраивать обезьяньи пляски вокруг убитого... Мы - ошибочно - полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду (нашему), в котором такое действительно невозможно, и вопим от возмущения.
Мы по инерции числим их оппонентами, а они - окружающая среда.
И сходные внешние признаки - типа наличия пары рук и ног, носа, очков, прописки и умения пользоваться айпадом - не должны отвлекать нас от этой суровой сути дела.»
В заключение стоит разобрать ещё один момент: ряд оппонентов стремится использовать слово «фашизм» узком смысле, заявляя, что это лишь итальянская диктатура Муссолинии и не имеет с нацизмом ничего общего. Оппоненты пользуются тем, что Муссолини, изначально бывший социалистом и лишь после Первой мировой вставший на позицию безудержной воли к власти и террористической диктатуры, следуя политической конъюнктуре, не оформлял стройной идеологии: «Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной... И всё это - в зависимости от места и обстоятельств, в которых нам придется действовать». Однако политическая практика первого фашистского режима, которую перенимали и Гитлер, и другие лидеры фашистских режимов в Европе, говорит о том, что слово «фашизм» не следует понимать в узком смысле. Ну и саму по себе идею фундаментального неравенства Муссолини начал воплощать практически сразу, сказав в 1922 году: «XIX век был преисполнен лозунгом "все", этим боевым кличем демократии. Теперь настало время сказать: "немногие" и "избранные"!» - а в 1924 году стал проводить жёсткую антисоциалистическую политику и привёл на первые места в фашистской партии и в правительстве радикальных националистов.