Казань. Старо-Татарская слобода.

Feb 21, 2018 11:19

Продолжаем гулять по Казани. После прогулки по улице Баумана и окрестностям и покатушек на автобусе, идём в Старо-Татарскую слободу. Любоваться симпатичными резными домиками и историей этой части города.

Повикипедим:
В силу исторических причин до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на аристократическую часть - в районе улицы Карла Маркса, купеческую - в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской) находилась в верхней части Казани, на территории Бауманского, Вахитовского и Советского районов.
В районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII-XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.



2. Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».

Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова. Осевая для всей слободы - улица Тукая, была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.



3. "Дом Назирова" на набережной озера Кабан.
Построен в 1885г. по проекту архитектора П.И.Романова крестьянином С.М.Назировым. В конце 19 в. владелец дома с успехом занялся мануфактурной торговлей в г. Уфе и вскоре превратился в одного из крупнейших предпринимателей города. Здесь Назиров прославился и в качестве благотворителя. В 1906 он выступил как один из основных финансистов при строительстве знаменитого уфимского медресе "Галия". Несмотря на то, что купец постоянно жил в Уфе, дом оставался в его собственности вплоть до 1917г.



4. Просто занятный домик "склеенный" из деревянной и каменной половинок.



5. "Усадьба Муллина" - это восстановленный новодел, но выглядит всё равно интересно.
Бурганутдин Фахрутдинович Муллин (1836-1917 гг.) - крупный торговец сахаром, купец второй гильдии. Являлся гласным Казанской городской думы и членом городской управы. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе «Марджания», открытие Мусульманского благотворительного общества.



6. Мечеть Аль-Марджани
Мечеть построена в 1766-1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году.
Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.



7. Затейливый задний дворик гостинично-ресторанного комплекса "Татарская усадьба".



8. Вот этот казанский кот мне понравился больше.



9.



10. Гуси пытаются вырваться из сугробов



11. А ещё тут живут и живые звери - пони, козы, бараны.



12. Дом Шигабутдина Марджани.
Дом выдающегося татарского просветителя, учёного-историка и энциклопедиста Шигабутдина Марджани, заложившего основы татарского просветительства. Он жил в этом доме с 1858 по 1889 годы. Дом был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. В 1863 году после пожара дом был восстановлен по проекту архитектора Романова.



13. Почтенный старец прогуливается по Старо-Татарской слободе. Ничего особенного.



14. Вся вот эта прелесть резных домиков окружена бетоном советских высоток...
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.



15.



16. И снова идем мимо мечети Аль-Марджани



17. Вот такие вот здесь пряничные домики. Есть подозрение, что всё это новоделы, но тем не менее, глаз радуют.



18.



19. Апанаевская мечеть.
Построена в 1768-71 гг. на средства купца Якупа Султангалеева. В конце XVIII - начале XX вв. мечеть находилась на попечении богатой купеческой семьи Апанаевых.



20. Концентрацию мечетей в слободе можете прикинуть по этой фотографии.



21. Вот так вертя головой по сторонам я добрел до Юнусовской площади.
Дом Беркутова - построен в конце 19 в. врачом пятой полицейской части Казани Н.И.Беркутовым.



22. Дом Юнусовых-Апанаевых.

Дом построил купец первой гильдии Губайдулла Юнусов в начале 19 века. Это одноэтажное здание, построенное в классическом стиле, в плане образующее букву «Г». Дом Юнусовых-Апанаевых был частью усадебного комплекса служебных и хозяйственных построек. В состав усадьбы входили конюшни, двухэтажные склады и хозяйственные помещения, флигель для прислуги, баня, сад и другие постройки.
Дом несколько раз перестраивался в1848 году, в 1861 году и в конце 19 века. Через некоторое время владелец дома Губайдулла Юнусов продал его купцу Мухаммадбадретдину Апанаеву. После приобретения Апанаев реконструировал здание. Он открыл в купленном доме бесплатные кабинеты по медицинскому обслуживанию бедных слоев населения. Позже в этом доме была поликлиника № 3.
Поликлиника здесь и сейчас.



23. "Дом Шамиля"
Около 1863 года для Ибрагима Исхаковича Апакова - почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера - в Старой Татарской слободе на Екатерининской улице у Юнусовской площади был построен двухэтажный особняк.

В 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи (Мухамет-Шафи, Мухаммадшафи, Магомедшафи) Шамиля, третьего сына имама Шамиля. В связи с этим, каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка.
В 1902 году здание пострадало от большого пожара в Старо-Татарской слободе, уничтожившего более 300 домов. В 1903 году дом был существенно перестроен, по проекту Генриха Бернардовича Руша и Фёдора Романовича Амлонга.

Вот этот вариант 1903 года мы и видим на фото
В 1906 году во время очередной поездки в Кисловодск Мухаммед-Шафи скончался, и вдова с дочерьми вскоре переезжает в Санкт-Петербург. Усадьба с домом была продана преуспевающему 25-летнему купцу второй гильдии Валиулле Ибрагимову.

В 1919 году собственность купца Валиуллы Ибрагимова экспроприировали. Дом Шамиля был заселён жильцами, и оставался жилым до 1981 года. Среди горожан за домом прочно закрепилось название «дом Шамиля».


24. Сейчас здесь музей Габдуллы Тукая



25. Проходя мимо этого дома я подумал, что будто бы и не уезжал из Томска



26. Дом Бахтеева
Мухаметсафа Ахмедьярович Бахтеев-крестьянин деревни Карашам Свияжского уезда Казанской губернии. В начале ХХ века М-С. Бахтеев быстро разбогател на продаже галантерейно-игольных и мануфактурных товаров, имел два магазина на Рыбнорядской и Б. Проломной улицах. Прославился он и как благотворитель, построивший несколько мечетей в деревнях Свияжского и Тетюшского уездов Казанской губернии.



27. Усадьба "Шакир-солдата"
Построена в 1895-1898 гг. мещанином Шакирзяном Шамсутдиновым. В комплекс также входили доходный дом и развитые дворовые службы, выполненные из белого камня и включавшие в себя обширные конюшни, каретник, баню, флигеля для прислуги, холодные службы и др. Шакирзян Шамсутдинов - первый владелец дома, в молодости сделал успешную карьеру военного, это отчасти объясняет тот факт, что среди жителей Казани за зданием закрепилось название дом Шакир-солдата.

Дальше по улице Султановская мечеть.



28. А напротив церковь. Тут много такого соседства.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Гуля мимо, я разумеется не знал, что это не совсем обычная церковь. Просто в очередной раз подумал, почему в Сибири так редко красят церкви в голубой цвет?

А оказывается есть на свете вот какое явление - Кря́шены (тат. керәшеннәр от рус. крещён; крещёные тата́ры, тат. керәшен татарлар, keräşen tatarlar) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях.
Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана.
При храме действует воскресная школа, народный хор, проводится работа по переводу на кряшенский язык книг Священного писания. В 2015 году при храме открылся музей истории и культуры кряшен. Богослужение в храме ведётся в основном на церковно-кряшенском языке.

Вот такие дела. Узнал я, а теперь знаете и вы. Если вдруг тут кто-то читает буквы, в чём я очень сильно сомневаюсь.



На этом пожалуй и закончим прогулку.

Дальше наверное пойдём в Кремль. Или на стадион "Казань Арена". Пока не решил.

Спасибо дочитавшим!

fin

город, Казань, Татарстан

Previous post Next post
Up