Проект "Сокровища Оружейной Палаты". Часть 4 [амбротипы]

Nov 24, 2010 10:47

В первой части я рассказал о проекте: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" [амбротипы]
А во второй - о тяжести корон и шапок царских: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" Часть 2 [амбротипы]
В третьей представил публике два отличных шлема: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" Часть 3 [амбротипы]

Сегодня речь пойдет о Горе-Куритильнице и Чаше для Пунша



Гора Курительница , амбротип 8х10"
Россия, Москва, Оружейная палата,
Хранитель: Кудрявцева Анжелика Геннадьевна



«Пир горой» - так говорим мы о богатом столе с щедрым угощением. Интересно, что ранее смысл
этому выражению придавался несколько иной. Историк Алексей Милемовский в книге «Обозрение
Москвы» в главе об Оружейной палате пишет: «Три серебряные горни золоченные поставлялись также
для украшения царских столов на значительнейшие пиршества, что означало «пир с горой». Речь
идет о так называемой горе-курительнице. В экспозиции Оружейной палаты таких диковинных
произведений три.
Ими действительно могли украшать столы, хотя изначально в них был заложен именно духовный
смысл, никак с материальным насыщением не связанный. Это идея восхождения через трудности,
обрывы и отвесные скалы к цели - прекрасному городу-замку - символу высшей власти на вершине
золотого холма. Эти произведения не только радовали глаз его осматривавшего - находиться рядом
с горой-курительницей было приятно.
Все дело в исходящих из нее душистых фимиамах: ароматные свечи, травы, еловые иголочки
помещались в специальные ящички в горе-основании. Две такие одинаковые горы - произведения
гамбургского мастера Дитриха тер Мойе были куплены 400 лет назад в Архангельске, куда прибывали
нагруженные разнообразными товарами, в том числе для услаждения глаз, иностранные корабли.
Третья гора размера меньшего появилась чуть позже как дипломатическое подношение шведского
посла. Все заняли почетное место в царской казне. Дворец на вершине этой горы напоминает
королевский датский замок Кронбург в Эльсиноре, что позволяет исследователям полагать - до
появления в Москве это произведение могло находиться в сокровищнице короля Кристиана IV -
любителя изящных искусств. Автор его, по видимому, немецкий мастер, работавший в Дании при
дворе. Как отмечает исследователь Галина Маркова, образ аллегорического замка «бурга» весьма
актуален в старом немецком искусстве. Средневековые цитадели неоднократно появляются в гравюрах
Дюрера. Массивные курительницы возвышаются теперь в витринах Оружейной палаты. Тропинки
по-прежнему ведут вверх по золотой горе к загадочному городу на вершине. Только вот ароматному
дымку никогда больше не виться из расщелин в серебряных скалах. Все же музейный предмет.
Ксения Басилашвили, Эхо Москвы

Гора эта сделана вся из чистого золота. И нам пришлось "поиграть" с освещением, что бы выявить
разный рисунок. В итоге получилось ощущение, что разные части сделаны из разного материала.



Чаша для Пунша , амбротип 8х10"
Россия, Москва, Оружейная палата,
Хранитель: Мунтян Татьяна Николаевна

Голова и ручки сделаны из серебра, а центральная часть - хрусталь. Очень увесистая, надо сказать. :)

wet-plate, collodion, музеи кремля, ambrotype, амбротипия, амбротип, оружейная палата, коллодий

Previous post Next post
Up