Как дела у малой авиации в России? Судим по аэродрому "Первушино" в Уфе

Jan 18, 2015 00:50

Помните лет 10 назад по НТВ была передачка про авиацию? Как она там называлась? Не могу вспомнить, но сейчас это неважно. А важно то, что в этой передаче часто говорили о том, что в России дела у малой авиации идут не очень хорошо. В основном из-за ограничений в законодательстве. Из-за этого фанаты неба и небольших самолетов были сильно ограничены в полетах. В декабре прошлого уже года мне удалось побывать на аэродроме недалеко от села Первушино под Уфой, пообщаться с руководством аэродрома и летчиками, а еще поуправлять реальным самолетом в небе!



Начну с рассказа о том, что из себя представляет этот аэродром. 7 мая 2011 года здесь было чистое поле. Раньше территория аэродрома принадлежала совхозу Первушинский, и тут пасли скот. Группа энтузиастов, во главе с Сергеем Минигуловым, воткнула в землю флажок - указатель направления ветра, и с этой даты начался отсчет существования аэродрома. Вокруг этого флажка начали строить взлетно-посадочные полосы, здания и прочие атрибуты места, где должны будут жить и летать самолеты. Проект аэродрома создавался при содействии властей Уфы и Башкортостана, Сергей защищал этот проект перед президентом республики.



Отличительная особенность аэродрома Первушино состоит в том, что здесь используются грунтовые полосы. Всего их тут три. Расположение аэродрома очень удобное, не надо ехать далеко, только один поворот с шоссе из Уфы. Общая площадь аэродрома - 116 гектаров. Содержать хозяйство на такой площади тяжело, особенно из-за растущих тарифов на электричество, а газа пока нет.



Первая и основная цель создания аэродрома - это подготовка пилотов. Сюда может прийти любой человек, который может ни разу не летал даже как пассажир, и его научат летать за штурвалом настоящего самолета. На старте в собственности аэродрома был всего один самолет. Ибо было решено сначала подготовить летчиков, а уж потом докупать самолеты. Сейчас здесь расположилось 22 единицы летной техники.



Путь от новичка до пилота-инструктора очень тяжелый. Будущий летчик должен обладать огромным балластом знаний, а также пройти уйму комиссий и получить массу допусков. Для людей "с улицы" все начинается с Уфимского кадетского корпуса с первоначальной летной подготовкой, он расположен в месте, который уфимцы называют Затоном. А в аэродроме проходит летная практика кадетов. За 4 года через Первушино прошли 150 человек, из которых 53 человека поступили в высшие авиационные учебные заведения страны. Где-то рядом установлен профессиональный летный тренажер американского производства. Кроме того, тут есть парашютная подготовка, для этого у аэродрома в распоряжении есть специальный 10-тиместный самолет. На фотографии ниже не он, а эдакая смесь самолета и вертолета - гироплан или горокоптер, а летчики называют этот аппарат "автожиром". Клевая вещь, отличная замена автомобилю в городских пробках. И кстати, у него расход около 15 литров топлива на 100 километров, что сравнимо с расходом некоторых автомобилей:



В аэродроме постоянно работает около 20 человек, в том числе обслуживающий персонал, не имеющий отношения к летному делу. Есть еще люди с переменной занятостью, вроде парашютистов и летчиков. В сумме около 110 человек. Команда аэродрома - это одна большая семья. Здесь не работают законы бизнеса, которые свойственны офисной жизни. Здесь, по словам Сергея, как в армии, только строем не надо ходить. Без дисциплины никак, ибо это авиация.



Аэродром активно используется для объединения любителей авиации, что-то вроде клуба. В 2010 году было проведено первое большое мероприятие - день Авиации. Пришло 500 человек, и тогда сотрудникам казалось, что это много. На следующее мероприятие пришло около 25.000 человек со всей республики (аэродром был одним из семи мест, где проходило авиашоу). Потом был некоторый спад, а в 2014 году здесь провели девятый всероссийский слет любителей авиации, только здесь собралось около 20.000 человек. Для приема такого количества людей у аэродрома есть все условия: парковка на 1100 автомобилей, а места на поле хватило для размещения почти 100 самолетов, прилетевших на слет, и еще оставался запас под десяток других самолетов. Организация такого большого мероприятия, как всероссийский слет любителей авиации, была настолько грамотная, что Первушино получает почетное право проводить это мероприятие уже в четвертый раз.



Находясь тут начинаешь понимать, что частный самолет перестает быть роскошью. Из 22 единиц летной техники аэродрому принадлежит только 3. Остальные самолеты - частные. Здесь что-то типа парковки для их самолетов. Люди могут приезжать сюда и пользоваться своими самолетами для личных и корпоративных целей. Кроме того, тут есть целый мини-завод в ангаре по сбору самолетов. Вы знали, что маленькие самолеты покупаются и доставляются заказчикам не целиком, а запчастями? И собираются на территории заказчика.



Из аэродромов подобного класса Первушино занимает пятое место в России по обустроенности. Благодаря этому аэродром получает субсидии от правительства РФ на развитие авиационного спорта. Третий год подряд сборная команда уфимских летчиков занимают почетные места на чемпионатах России и Европы.



Мы приехали в аэродром большой компанией блогеров, представляя участников НЕфорума. Наш визит здесь начался со знакомства с Сергеем, который сам встретил и поприветствовал нас, и бутылками кумыса на столах. Вкусная штука оказалась, кстати:



А вот и он. Все написанное мной выше - это его слова:



После презентации и беседы с Сергеем, мы полетали. Нас всех поделили на две группы. Первая группа из 10-ти человек на "большом" АН-2 полетали над Уфой. Вторая половина предпочла маленькие самолеты, где нам обещали дать управление самолетом в небе. Ну вы же понимаете, что я не мог упустить такую возможность. Девушки по три человека набились вот в такой самолет. Там было одно пассажирское место спереди, и, если не ошибаюсь, два места позади.



Я же напросился вот в такой двухместный самолет Savannah (сделанный в Италии и собранный в Уфе), где сидел локоть к локтю с пилотом Эдуардом Заяновым (у него еще есть ЖЖ):



Так выглядит приборная панель этого самолета. У меня напросилась аналогия с автомобилями. Так вот, этот самолет в кабине как старый УАЗик, а пассажирский авиалайнер как новейшик Range Rover :) Только у УАЗиков половина приборов может быть неисправным, а в самолете все должно работать как часы:



Готовимся к взлету. Закрылки вниз, ручку управления двигателем на себя... Самолет скользит по снегу на лыжах, разгоняемся и легко взлетаем. В салоне не герметично, из щелей дует сквозняком. Шумно настолько, что пилот и пассажир одевают на голову гарнитуры. В них слышны радиопереговоры с диспетчером аэродрома и коллегами в воздухе, ну и все общение с пилотом происходит через гарнитуры, чтобы не кричать.



Совсем не страшно. Даже как-то скучно, пока Эдуард по моей просьбе не дергает ручку управления самолетом резко на себя и от себя. От этого самолет резко опускается и поднимается, вызывая примерно те же ощущения, что в аттракционах. Класс! Потом мне передают управление. Ощущения интересные :) Самолет очень отзывчиво реагирует на движения ручки. Им надо управлять очень плавно, стараясь найти баланс, чтобы поменьше корректировать курс. Но мне, как раз, хотелось подергать его из стороны в сторону, ощутить управление в полной мере. Я вспомнил самолетный симулятор в Морском музее Таллина. Там дается возможность не просто полетать в свое удовольствие, но еще можно прицелиться и пролетать через мишени. Я, помню, изловчился и прошел половину, на остальные не хватило времени:



Полет прошел гладко, если не считать перебоев со связью, видимо проблемы с рацией или антенной. За фотографию меня спасибо Вове prosto-vova:



Под финал нашего пребывания на аэродроме, мы заглянули в диспетчерскую. Не ту, что на фотографии, есть еще одна, на крыше здания, где мы сидели.



Диспетчеры используют старую, надежную и проверенную временем аппаратуру:





Сергей Минигулов, благодаря своему профессионализму, упорству и успешному ведению дел, был избран вице-президентом ассоциации частных пилотов России, и еще состоит в комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения. Он обладатель медали-ордена "100 лет ВВС" от генерал-майора авиации. Приятно осознавать, что на государство и законы могут повлиять такие профессионалы, как Сергей. Поэтому, у малой авиации в России все будет хорошо!

* Нравятся автомобильные путешествия и гаджеты?
Подпишитесь на обновления моего блога, впереди много интересного!
* Понравился пост? Поддержите автора комментарием!
* Хотите почитать еще? Посмотрите каталог постов блога по тематикам!

* Я пишу обзоры устройств и автомобилей, провожу конкурсы, участвую в блог-турах. Способы связи со мной указаны здесь.

виды с высоты, фото, авиа, репортаж

Previous post Next post
Up