В Нижегородском кремле 13 башен. Предки наши были не суеверны. Пять башен с воротами, квадратные, на пяти направлениях, между ними по одной круглой башне. Только со стороны крутого склона Почаинского оврага ворот нет, и между Никольскими и Ивановскими воротами не одна круглая башня, а четыре. Так как строители хотели максимально оградить ровную часть горы, контур кремля в этом месте получил внутренний угол. Там поставили башню, не имеющую оборонного значения, зато высокую, смотровую, Часовую.
Гору, на которой стоит кремль, краеведы 19 века тоже называют Часовой.
Первый кремль был построен одновременно с основанием города, то есть около 1221 года. Под словом город тогда и понимали огороженное место, крепость. Мельников-Печерский всерьёз выдвигал гипотезу, что город был основан раньше. Он основывался на фразе в летописи, где, уже в 14 веке, упомянуты две крепости, старая и новая, делая вывод, что в 1221 году была основана новая крепость ниже по течению уже существующей, отсюда и название Нижний Новгород. В качестве места этой крепости указывался район современной улицы Заломова, с трёх сторон окружённый крутыми склонами. В древности площадь этой горы была больше, она сильно пострадала от огромного оползня в начале 15 века, когда были уничтожены несколько сот дворов. Загадка нового и старого городов разрешилась уже в 21 веке. Как показали раскопки, были две крепости с двух сторон Ивановского съезда. Вероятно, одна защищала княжий двор с Архангельским собором, а другая собственно и была городом. Их объединили в 1370-е годы, когда построили Дмитриевскую башню, перекрывшую съезд в его верхней части, и вал со рвом вдоль нынешней площади Минина, то есть укрепили самый слабый участок, равнинный. Думаю, эти работы ускорило ожидание мести татар после убийства посла Сарайки. Но войско Апарши (Араб-шаха) прозевали, случилось Пьянское побоище, и город эвакуировали, не сделав попытки защитить.
Это всё было давно.
С примерно 1500 года до конца 19 века Часовая башня дожила относительно успешно. Горела, была стянута железными обручами. Зубцы, вместо ремонта, подрезали, чтобы не было разнобоя.
В 1896 году рядом построили «кремлёвский элеватор», рельсовый подъёмник с нижнего базара в кремль, проходивший в тоннеле под стеной. Машины элеватора и посадочная платформа находились в красивом деревянном здании с башенкой, от которого сейчас не осталось и следа. Не видно ни каких остатков верхнего выхода тоннеля. Нижний портал уцелел. Каждые 20-30 лет в городе гонят волну о том, что пора бы эти старые «элеваторы» восстановить, они уже с 1929 года не работают, но всё затихает без результата.