Транскенозерская велоэкспедиция. Часть 2. Белые ночи.

Sep 27, 2016 20:45

В 7 утра солнце выгнало нас из душной палатки спать на крыльцо церкви. А в 10 утра добралось и до крыльца. Но хватит уже спать! Сегодня нужно наконец добраться до самого Кенозёрского нацпарка. Поехали!

По пути нам встретилась ещё одна необычная церковь - 12-главая Богоявленская в Лядинах. Раньше здесь был целый ансамбль, но в 2013 году удар молнией уничтожил Покровско-Власьевскую церковь и колокольню. Богоявленскую церковь с того времени отреставрировали и теперь она выглядит будто новая. Правда, говорят отреставрировали плохо, особенно крыльцо. Особенностью Богоявленской церкви является как раз уникальное полукруглое крытое пятигранное крыльцо с гульбищем (дощатый обход между перилами и лестницей внутри крыльца), прислоненное к западной стене трапезной.

Вот и начинается нацпарк. Но до конца «большой дороги» ещё километров 40. Добрались мы до деревни Морщихинская - южным воротам нацпарка только к вечеру. Нас разместили на ночевку в здании администрации, необходимо было также зарегистрироваться и указать наш маршрут - все-таки нацпарк.

6. Церковь в Морщихинской

Утром мы решили не спешить и немного сменить тип передвижений - сходить пешком в небольшую радиалку по Тропе предков.

Тропа довольно хорошо оборудована - везде настилы, информационные таблички, указатели. Идти одно удовольствие, если бы ещё комаров не было! Много нового открыли для себя о культуре и промыслах местных жителей. Вот, например, насечки на соснах - раньше так добывали смолу.

Вышли к озеру. Здесь стоит домик, правда на замке. Илья решил покормить комаров и искупаться, я не решился.

За нашу прогулку по тропе предков встретили только одного человека - рыбака. Видно, что он скорее не рыбу ловил, а получал удовольствие от природы. К тому же на протоке, на мостке, где он сидел, всё продувалось ветром и комаров не было. И мы немного отдохнули здесь от комаров, вскипятили чай на костре и отправились назад.

15. Целый музей посреди леса - информационные таблички с рассказами о быте местного народа.

16. фото Ильи Степанова

17. фото Ильи Степанова

А вечером у нас небольшой переход - всего около 10 км до места нашей ночёвки. По дороге преодолели водораздел двух океанов. Ну как преодолели - просто увидели знак, слева озеро относится к одному морю, справа уже к другому - Белому и Балтийскому морю и, соответственно, Ледовитому и Атлантическому океану. Водораздел представляет собой узкую гребневидную гряду с крутыми склонами, зажатую с двух сторон Масельгским и Виленским озерами. Ее высота достигает 30 м, длина - 2 км, ширина в некоторых местах не более 100 м. Эта гряда - не что иное как слепок из песка и валунов внутриледниковых потоков.

Место нашей ночевки за кордоном, здесь у нас проверили пропуска. Вот теперь то мы въезжаем в самое сердце Кенозерья. Поставили палатку с видом на озеро. Но спать совсем не хочется.
После заката решили отправиться на ночные покатушки. Решили забраться на Хижгору - самое высокое место Кенозерья. По пути нам встретилось кладбище - кресты посреди леса. По форме кресты воспринимаются как очень древние. Но это кладбище образовалось всего лишь около 1939 года.

А на вершине стоит церквушка, неожиданно! Это церковь преподобного Александра Свирского, почитаемого на Севере святого, основавшего монастырь в Карелии и канонизированного в XVII веке. Церковь построена в 1866 г. на месте первоначальной старообрядческой часовни по традиционным канонам: клеть с симпатичными пятью главками и прирубленной пятигранной алтарной пристройкой, стройная колокольня с высоким четырехгранным шпилем и крестом на конце, крыльцо, которое, наверное, не сохранилось. Строилась она первоначально как церковь Иверской Божией Матери, но в 1871 г. освящена в честь Александра Свирского. Церковь была закрыта в 30-х годах прошлого века.

В самый разгар ночи доехали до деревни Гужово. Ну как в самый разгар - светло как днём. Всю ночь постоянное зарево - будто солнце вот-вот норовит встать. В отличие от Санкт-Петербурга, где в самый разгар ночи все-таки видно несколько планет/звёзд на небе, здесь такого нет. В такую ночь и спать не хочется. Видимо также думают немногочисленные жители Гужово - парочка рыбаков на плоскодонке плавали около берега.

В 3 утра уже начали появляться первые отголоски рассвета.

36. фото Ильи Степанова

К рассвету мы вернулись к палатке и решили хоть немного поспать. Ведь днём нам предстоит довольно сложный переход.

40. фото Ильи Степанова

Продолжение следует...

Наш трек можно посмотреть по ссылке: