Транскенозерская велоэкспедиция. Часть 1. К самой красивой церкви России.

Sep 24, 2016 13:20

Не спится. За окном поезда белые ночи, туман стелется по полям, северный пейзаж - умиротворенность и минимализм. В 6 утра выхожу на станции Няндома. Меня встретила утренняя прохлада и несколько комаров. А на перроне Илья уже почти собрал свой велосипед. Он приехал на другом поезде из Москвы несколько часов назад. Неспешно готовимся к поездке. Нас ждёт Архангельская область, национальный парк Кенозерье в самый разгар белых ночей.

Няндома - небольшой провинциальный городок посреди северных болот и лесов, мы решили тут не задерживаться и сразу отправиться в путь.

Сегодня, что называется «технический день», когда надо тупо пилить по асфальту и доехать до Каргополя, оттуда уже начинается интересная часть маршрута.

Дорога самая что ни на есть северная - когда на десятки километров ни души и ни деревни. Ещё и попали под ливень - укрыться негде, пришлось ехать и не обращать на него внимание. Но ливень быстро прошёл и солнце также быстро нас высушило. Периодически попадалась земляника у обочины - подсластила нам дорогу.
Ближе к Каргополю не выдержали и прилегли на травке передохнуть во дворе деревенской школы. Комары уже здесь достают - спокойно не поспишь под открытым небом. Из соседнего дома до нас дошёл запах свежего хлеба, заглянули, спросили - да, здесь пекут хлеб, и мы, конечно, купили черную буханку ещё горячую. После такого подспорья доехать до Каргополя было делом простым.
Один раз немного отклонились от маршрута - заехали к старому деревянному храму. Внутри разруха, купол стоит рядом на земле, строительным лесам судя по виду лет двадцать. А рядом новый каменный храм.

В Каргополе толпы народу, в основном уже поддатого, веселье, музыка. Оказалось, сегодня день города. Вот это мы попали! Правда, основная часть празднований уже закончилась и люди начали расходиться. Мы немного погуляли по окрестностям, ловя закатное солнце. Повсюду каменные храмы, мы даже сбились со счету сколько всего их.

7. Народное творчество.

А ночевать мы отправились в окрестности города - к деревянному храму Иоанна Златоуста в Саунино. Саунинская церковь представляет собой классический образец шатрового зодчества: восьмерик на четверике. 1655 года, а колокольня рядом - 18 века.

19. Наши велосипеды Forward на фоне Саунинской церкви.

Утром к церкви подошла милая бабушка, оказывается живёт тут в деревни, рассказала нам о своей тяжёлой жизни и о церкви.

Мы собрались и снова в путь. Первая часть дня, правда, не удалась. Мы решили «срезать» и поехать по лесу. Но как оказалось срез был лесовозной дорогой, которая давно не использовалась - грязь, колдобины - ехать невозможно. На одном из перекрёстков мы решили не рисковать и вернуться пока не поздно на основную дорогу. Часа 4 потеряли.
К вечеру мы добрались до нашей цели - церкви в Красной Ляге. Посреди поля стоит одинокая церковь, крест на боку, ближайшая жилая деревня в 6 км. Датируется 1655-1665 годами. Чудеса, как она здесь сохранилась. По-нашему, это самая красивая церковь в России. Можете убедиться в этом сами.

22. 23.

Сама церковь на замке, внутрь можно попасть и через окно, но там одни стройматериалы и леса - ничего примечательного.

А на закате мы решили съездить в соседнюю заброшенную деревню - Кучепалда. По дороге - заросшее кладбище. Некоторые фотографии на могилах уже выцвели - от этого мурашки по коже.

27. 28.

В Кучепалде сохранился даже один жилой дом - внутри всё для ночлега и даже оставлена записка, в которой просят путников не разрушать оставшееся и пользоваться аккуратно. В доме в одной из комнат целая свалка из старых вещей - на полу валяются артефакты прошлого: открытки, старая одежда и т.д. Остальные дома уже развалились, либо без окон, либо захламлены. Интересно, что деревня располагается по кругу - здесь только одна дорога и ведет она через всю деревню по кругу.

После захода солнца вернулись к церкви, как раз спустился туман. В эту ночь почти не спали - место неимоверно красивое.

Историю этой церкви как нельзя лучше описал Андрей Кирнов, дабы в очередной раз не искажать смысл и не пересказывать уже написанное, рекомендую перейти по ссылке.
Видно, что церковь маленькими частями реставрируют. Но все равно очень волнительно за её будущее. Если даже Лядинский погост не спасли, речь о нём пойдёт ниже, сгорел, хотя находится в крупном селе, то что уже говорить о церкви в Красной Ляге - что случится (пожар), никто ведь даже и не узнает, не поможет.

57. 2 часа ночи.

Продолжение следует...

Наш трек можно посмотреть по ссылке: