Большая семья художников Ёсида

May 06, 2020 11:00



Многие традиции старой Японии из тех, что уцелели в XIX-XX веках, оставались и остаются семейными. И это не только актёрские или ремесленные династии, но и, скажем, филологические - вроде того огромного семейства Ямада, которое выпустило в середине прошлого века первое академическое издание «Стародавних повестей». Были свои династии и у художников, например - семья Ёсида. Из одних только её работ можно собрать историю японской гравюры от Мэйдзи до наших дней. Мы попробуем рассказать про мастеров из этой семьи.

Слава им при и при жизни, и потом досталась неравная: больше всех знаменит Ёсида Хироси, его обычно упоминают среди лучших мастеров «новой гравюры», син-ханга, вместе с Ито: Синсуй и Кавасэ Хасуй. Но, скорее всего, судьба Уэда Хироси сложилась бы совсем по-другому, не войди он зятем в семью Ёсида.

Итак, действующие лица этой длинной семейной истории:

Ёсида Руи 吉田るい (1864-1954), бабушка, глава семьи на протяжении многих десятилетий
Ёсида Касабуро: 吉田嘉三郎 (1861-1894), дедушка: муж Руи, принятый в семью Ёсида

Ёсида Фудзио 吉田ふじを (1887-1987), дочь Руи и Касабуро:
Ёсида Хироси 吉田博 (1876-1950), приёмный сын Руи и Касабуро:, муж Фудзио

Ёсида Тооси 吉田遠志 (1911-1995), старший внук, сын Фудзио и Хироси
Ёсида Кисо 吉田きそ (1919-2005), жена Тооси
Ёсида Цукаса 吉田司 (р. 1949), правнук Руи, сын Тооси и Кисо

Ёсида Ходака 吉田穂高 (1926-1995), младший внук, сын Фудзио и Хироси
Ёсида Тидзуко 吉田千鶴子 (1924-2017), жена Ходаки
Ёсида Аёми 吉田亜世美 (р. 1958), правнучка Руи, дочь Ходаки и Тидзуко



Семейное фото 1949 года. Слева направо, взрослые: Кисо, Тооси, Фудзио, Хироси, Ходака. Маленькие - дети Тооси и Кисо. Снимок знаменитого фотографа Окада То:ё: 岡田紅陽 (1895-1972)

В эпоху Эдо семья художников Ёсида служила дому Окудайра в Накацу 中津 на острове Кюсю - тому самому дому, из которого вышел Фукудзава Юкити (1835-1901), великий реформатор эпохи Мэйдзи. Ещё в начале XIX века художники в Накацу жили обычной жизнью японских мастеров: рисовали свитки, расписывали разную утварь. С началом реформ стали по возможности приноравливаться к новым условиям, тем более что спрос на традиционные работы был - они уже хорошо продавались на запад. А во второй половине столетия семья Ёсида осталась без наследника, только с дочерью - Руи. Тогда родители взяли приёмного сына, юношу из семьи, служившей тому же дому. Это был Касабуро:, за него Руи потом вышла замуж; такие браки в эпоху Эдо были обычными и при Мэйдзи тоже не запрещались. Касабуро: с детства прошёл школу традиционного рисовального ремесла, а потом выучился западному рисунку и живописи и именно западное рисование стал преподавать в училище Сююкан в Фукуоке. (Основано это училище было давно, при сёгунате, но теперь перешло от конфуцианских наук к изучению английского языка и основ западных наук; многие выпускники его ехали учиться дальше за границу.) Ёсида Касабуро: публиковал учебники рисования, вырастил нескольких учеников-живописцев.


Мы из его работ нашли вот только эту, натюрморт с рыбами.

У Руи и Касабуро: опять-таки не было сына. И они тоже взяли приёмного - любимого отцовского ученика Уэда Хироси, младше Руи всего на двенадцать лет. Подростка приняли в семью и отправили учиться дальше: в Киото, где учился сам Касабуро:, к наставникам по западной живописи.
Это было в 1891 году, а через три года Касабуро: умер. И на много лет во главе семейного дела Ёсида встала Руи. Сама она в обычном смысле слова художницей не была, хотя умела очень многое из того, без чего немыслима жизнь живописцев: готовила краски (и японские, и западные), вела хозяйство так, чтобы при невеликих доходах в мастерской было всё, что нужно; заставляла работать, утешала, вдохновляла… А ведь кроме Хироси у Руи были ещё дети, четыре дочери и совсем маленький сын, рождённый уже после того, как Хироси приняли в семью (он художником не стал, а пошёл по научной части).
В 1894 г. семья Ёсида перебралась в Токио. Хироси продолжал учиться - и вскоре начал одновременно обучать рисованию одну из сестёр, Фудзио. В 1899-1901 годах Хироси в первый раз побывал в Америке и в Европе, оказалось, его акварели продаются за границей. В 1903 году поехал снова на несколько лет, теперь уже с Фудзио. Юная японка-художница - это было необычно, привлекало публику, особенно американскую, работы брата и сестры пошли на ура.


Из акварелей Ёсида Хироси

В 1907 году Хироси и Фудзио вернутся из кругосветного путешествия, поженятся, будут продолжать очень много работать, у них родятся дети - и старшая дочка погибнет в три года, а сын Тооси на много лет окажется прикован к постели. Фудзио бросит рисование, заболеет сама, Руи придётся заботиться и о ней тоже. Внука, частично парализованного, бабушка вырастит, выучит рисовать - сначала зверей, потом всё остальное - и в итоге поставит на ноги, он станет продолжателем отцовского дела.
А каким будет теперь семейное дело, выяснилось около 1920 г., когда Хироси занялся гравюрой. И в ней задействовал свой уже большой опыт - не только опыт изучения западной живописи (такое было и у мастеров XIX в.) и не просто навык работы в западных техниках, а ещё и опыт успеха в качестве художника «западного» направления.
Что ради семейного дела надо прежде всего преуспевать - это, кажется, был общий принцип и Руи, и Хироси. А чтобы преуспеть, надо браться за то, что модно, что нравится публике, пусть даже это и не похоже на всё, что семья делала раньше. Подхватить - и довести модное до совершенства, до высшего класса мастерства, чем и славится семейная школа Ёсида.
Итак, Хироси взялся за гравюру. И стал разрабатывать, среди прочего, одну из почти не освоенных тем: пейзажи знаменитых мест, мэйсё, - только не японских, а европейских, американских, китайских, индийских…



Акрополь глазами японского мастера: неожиданно на Западе, интересно в Японии.



Или Мукден. Со временем такие пейзажи зазвучат ещё и как идейно правильные: великая Азия и т.п.



Но и японские достопримечательности Хироси тоже, конечно, не обходил вниманием.

Во второй половине 1920-х Фудзио вернётся к работе, у них с Хироси родится ещё один сын, Ходака. Семья переживёт войну, Ходака тоже станет художником, совсем не похожим на отца и брата, будет работать в разных техниках и жанрах. Жёнами братьев станут опять-таки художницы, и по манере окажутся не похожи ни на свекровь, ни на мужей, ни друг на друга.
Покажем сегодня по одному листу из их самых узнаваемых серий.



Ёсида Хироси - это не только гравюры с видами знаменитых мест, но и, конечно, лодки: во всех видах, при любой погоде, в любое время дня и ночи. А Фудзио - прежде всего цветы, взятые очень-очень крупным планом.



Ёсида Тооси особенно знаменит африканскими пейзажами, есть у него и работы в тех же жанрах, что у Хироси, и замечательные «цветы и птицы». А Кисо гравюр издала немного, зато работала в технике бонсэки - рисования белым песком и камешками на чёрном лаковом подносе.



Ёсида Ходака несколько раз резко менял и манеру, и темы, но лучше всех, пожалуй, запоминаются вот такие его работы: здания вне контекста, одинокие между землёй и небом. У Тидзуко гравюры тоже очень разнообразны, больше других известны цветы и бабочки.



Одна из инсталляций Ёсида Аёми, "Yedoensis"



Работа Ёсида Цукаса, всё очень просто - и в то же время с отсылкой и к старинной поэзии, и к старой пейзажной гравюре.

Продолжение будет.
Здесь каталог их семейной выставки (на английском).

Сёва, Мэйдзи, Ёсида, Тайсё

Previous post Next post
Up