Около полугода назад мы писали здесь
про художника Ватанабэ Икухару и упомянули его более удачного сверстника-соперника. Сегодня расскажем как раз об этом человеке.
Звали его Ито: Синсуй (伊東 深水), родился он в 1898 году в семье мелкого токийского предпринимателя и тв детстве звался Ито: Хадзимэ. Отец разорился, мальчик бросил школу и пошёл подсобником в мастерскую, где печатали гравюры. Там его приметил художник Кабураги Киёката (ученик Ёситоси и Мидзуно Тосикаты, сам наставник доброго десятка интересных художников) и взял тринадцатилетнего Хадзимэ в ученики, переименовав его в Синсуя. Уже на следующий год работы Синсуя оказались на трёх очень приличных выставках, а самого его взяли работать в газету иллюстратором.
Прославился он гравюрами сразу в двух жанрах: картинками с современными красавицами (о них в следующий раз) и - поменьше - пейзажами. Вот пара из «Десяти видов края Синао»:
А вот - «Восемь видов края О:ми» на озере Бива, знаменитых ещё с средневековых времён:
Говорят, что когда Кавасэ Хасуй (мы уже не раз выкладывали его картинки) увидел эти гравюры в не самый лучший свой час, когда уже собирался бросить ремесло художника, он передумал и вернулся к гравюрам. Ито: Синсуй и Кавасэ Хасуй сотрудничали с Ватанабэ Сё:дзабуро:, самым знаменитым тогдашним печатником, в общем-то, спасшим начавшую выходить из моды японскую гравюру.
Паромщик:
Разное снежное:
«Снег в святилище» и «Уличный музыкант ночью»:
Уже несколько десятилетий к тому времени для печати использовались в основном анилиновые краски - при Мэйдзи они вошли в большую моду, да и дёшевы были. Синсуй вернулся к краскам натуральным, а некоторые свои работы раскрашивал вручную, акварелью и гуашью. Впрочем, металлическое напыление иногда тоже использовал.
Гравюр на исторические сюжеты у него мало, но есть. Вот эдосцы обсуждают слухи о мести сорока семи ронинов, называется «Свершилось!»
Есть у него и гравюры на темы действ театра Но: - те, кто давно читает наш журнал, даже смогут, наверное, угадать, к каким именно:
А это зрительницы шепчутся:
И «природа разная»:
Молочная ферма - тогда это было ещё новинкой в Японии:
«В рабочий полдень»
В 1927 году Синсуй обзавёлся собственной мастерской и учениками - очень рано по тогдашним меркам.
«Дома» и «Одинокий день»:
Во время войны его, как положено, заняли в ведомстве пропаганды. Но ему повезло: ничего особо воинственного ему рисовать не пришлось, в основном - виды тихоокеанских островов и побережий и их процветание под японским управлением.
Окинава
Вьетнам
И в таком духе - три тысячи рисунков и гравюр. Оставалось время и на ностальгические картинки про раннемэйдзийские времена: вот картинка 1942 года «Станция Симбаси 70 лет назад»:
Под конец войны, когда всё стало совсем плохо, Ито: Синсуй сумел уволиться со службы, уехать из Токио, из-под бомбёжек, и переселился в горную глухомань. Так что после войны ему ничего плохого не вменили, наоборот, стали всячески поощрять: большинство его пейзажей и девушек были всё-таки очевидно аполитичны. Так что дальше - сплошны почести: в 1952 году Синсуй объявлен «живым национальным сокровищем», в 1958 году - стал, наконец, членом Академии художеств, а в семьдесят два года, за два года перед смертью, получил Орден Восходящего Солнца. А потом его работы и на почтовые марки попали - правда, уже посмертно.
И в семейных делах у него всё складывалось довольно удачно - кстати, его дочь, очень известная в своё время певица и кино- и телеактриса Асаока Юкидзи (朝丘雪路) скончалась совсем недавно, вот этой весною.
В общем, благополучная жизнь и большой успех. Но обязан им Ито: Синсуй был в основном не работам вроде показанных выше, а «картинкам с красавицами». О них - в следующий раз.