Сегодня - ещё один японский художник, работавший во всех жанрах, но особенно любивший изображать животных. Это Мори Тэцудзан 森徹山 , он же Тэссан (1775-1841).
Жизнь его сложилась не особенно бурно и довольно благополучно: его рано умерший отец и усыновивший затем мальчика дядя (Мори Со:сэн) были известными художниками из Осаки, позже он обучался в Киото у самого
Маруямы О:кё и, наконец, поступил на службу к знатной семье Хосокава на Кюсю, где и проработал большую часть жизни.
Самой известной его картиной, кажется, стал портрет старинного странствующего поэта Сайгё:
А вот картина с Горной ведьмой и мальчиком-богатырём Кинтаро:
.
Красавиц - и сказочных фей, и девиц из весёлых кварталов, - он тоже изображал, но не слишком удачно. А вот натюрморт:
Но больше всего у Тэцудзана, конечно, зверей, птиц и насекомых. Некоторые - особенно всякие тигры и барсы, никогда им не виданные, - полностью в духе его учителя Маруямы О:кё:
Таков же и орёл:
И павлины, которых сохранилось множество (их любил господин Хосокава):
А вот этот баклан уже совсем иной:
Бабочки - очень разные по манере:
Бык и кабан:
Лягушка и кошка:
.
Та же кошка покрупнее, с выраженьем на лице:
«Укротитель коней»:
Есть ещё огромный горизонтальный свиток с умильными пёсиками:
В качестве княжеского художника Тэцудзан много расписывал ширмы, створки дверей, всякую мебель. И тоже в основном животными и птицами.
Эта ширма сугубо благопожелательная - и журавли, и черепахи считались долгожителями, такие же долгие годы да проживёт и заказчик!
А вот водные птицы собираются в осенний перелёт:
Кусочек покрупнее:
И любимые нами барсуки (точнее, енотовидные собаки) - тануки. Они слывут оборотнями, но здесь вполне себе реалистичные и пушистые (в манере «моккоцу», когда фигуры не обводятся, как обычно делалось, чётким чёрным контуром):
.
Религиозной живописью Тэссан почти не занимался, но одна большая (примерно в человеческий рост высотой) многофигурная картина на буддийскую тему сохранилась - и любопытная. Это «Уход Будды в нирвану».
Будда покоится на смертном ложе, а его оплакивают все живые существа: монахи и миряне, мужчины и женщины, люди и демоны…
Демоны - народ несдержанный, они свои чувства выражают особенно бурно, особенно по сравнению с монахами:
Боги и бодхисаттвы тоже смотрят с небес и плачут:
И, конечно, на первом плане у Тэцудзана - животные. Тоже очень по-разному скорбят: