Кто из японских художников первой половины ХХ века самый известный? Многие скажут, что
Охара Косон (小原古邨, он же Сё:сон, 1877-1945), и мы с ними согласимся: его птицы, звери и растения совершенно замечательны, да и на Западе он прославился раньше многих, не без стараний Эрнеста Фенеллозы. С 1926 года его гравюры издавал Ватанабэ Сё:дзабуро: (渡辺 庄三郎, 1885-1962), тоже великий человек, которому мы, в общем, обязаны тем, что японская гравюра на дереве выжила в состязании с фотографией и литографией и жива по сей день. Но «новую гравюру» Ватанабэ Сё:дзабуро: начал выпускать ещё в 1915 году, задолго до того как познакомился с Косоном. Кто же «отвечал» у него до этого за жанр «цветов и птиц»?
Это художник, который по славе с Косоном не сравнится - мы вообще о нём очень мало знаем. Звали его Ито: Со:дзан (伊藤総山)
, родился он, согласно издательским данным, в 1884 году - а когда умер и вообще что с ним было после 1926 года, неизвестно. Через десять лет Ватанабэ включил в каталог своего издательства три десятка его старых гравюр - но, вопреки обыкновению, никаких данных о художнике уже не указал. Все его сохранившиеся гравюры относятся к 1919-1926 годам, что с ним было и что он делал до того и после - никто не знает. А гравюры хорошие, и Охара Косон явно подражал этому своему младшему современнику - скорее всего, не без воли издателя.
Итак, Ито: Со:дзан. Самую знаменитую его работу, с дикими гусями, мы вынесли на заставку, вот она покрупнее:
Добрая половина гравюр Со:дзана изображает птиц (и не только) ночью, в сумерках или в непогоду.
Ворон и воронов он особенно любил:
Даже при ясном свете дня:
Впрочем, не меньше у него работ в тёплых и ясных тонах:
Птицы у него разные. И совсем обычные:
Вплоть до кур:
И привозные, редкие:
Спокойные и тревожные:
Вот опять гуси:
Воспетая в множестве стихов камышовка и новогодние журавли:
Просто цветы, без живности, встречаются, но редко:
Зверь вообще один-единственный, зато это барсук-тануки!
Людей заметно больше - иногда издательство, судя по всему, заказывало ему и «красавиц», хотя на этот жанр у Ватанабэ Сё:дзабуро: в основном имелись другие мастера. Женщины часто тоже печальные:
Или тоже в ненастье:
А иногда и к красавицам пририсовывается цветы и птички:
Ито: Со:дзан иногда пробовал себя и в других модных манерах:
Но всё же птиц и прочей мелкой живности больше. Некоторые гравюры сохранились в двух изводах, как «Сова» и «Светлячки». Те, что слева, помечены «до великого землетрясения», те, что справа - «после землетрясения». Так время тогда и делилось…
И в заключение - ещё несколько пар.
Тут слева - работы Ито: Со:дзана, справа - его преемника, Охара Косона. Правые более известны, но левые, нам кажется, ничуть не хуже. И, надо заметить, появились на несколько лет раньше. Есть у этих художников и ещё много таких пар, включая петухов, гусей и прочих. Так что будем, помимо великого Косона, помнить и его малоизвестного товарища.
Охара Косон. Утки под луной