Кикути Кэйгэцу, о котором мы писали
в прошлый раз, был учеником (и зятем) своего дальнего родича Кикути Хо:буна (菊池芳文, 1862-1918). Старший художник был, пожалуй, куда более «традиционным», но интересным и приятным. Покажем кое-что из работ его и его круга.
Сам он был из Осаки, из семьи не столько художников, сколько ремесленников-смежников, заботившихся об обрамлении, развеске работ, изготовлении ширм и т.п. Но ещё в детстве его усыновили киотоские Кикути и отдали в обучение к одному из живописцев школы Кано:. Хо:бун занимался «цветами и птицами» и пейзажами - и заработал добрую славу именно в этих жанрах. У него есть несколько исторических картин, но вообще людей изображать он, кажется, не любил. Даже на его двенадцатичастной (по месяцам года) ширме-календаре немногие люди и боги скорее игрушечные:
Зато природа оказалась для Хо:буна родной стихией.
Хоть глицинии, хоть грибочки…
Самые крупные его работы - это многочастные расписные ширмы.
А самую знаменитую из них Хо:бун создал, когда ему было уже за пятьдесят, в 1914 году, незадолго до смерти.
«Дождь над вишнями в горах Ёсино»
Но едва ли не больше он запомнился своими малыми работами - прежде всего бесчисленными птицами.
Некоторые из них были в большей степени «под старину»:
Другие - уже во вполне современном духе (недаром Хо:бун дружил с едва ли не лучшим анималистом того времени -
Такэути Сэйхо:)
Воробьёв он особенно любил:
Звери у него тоже встречаются, но мало.
Зато по части насекомых Хо:бун считался большим знатоком и мастером.
Кикути Хо:бун участвовал во многих выставках и конкурсах - как состязатель, а очень скоро и как судья. Большую часть жизни он прожил в Киото и преподавал в Киотоском городском училище искусств и ремёсел, едва ли не лучшей в стране художественной школе.
В 1910 году был выпущен большой авторский альбом гравюр Хо:буна - признание заслуг вроде собрания сочинений. Там тоже в основном птицы.
Но не только:
Его потом много переиздавали:
Человеком Кикути Хо:бун был, по воспоминаниям, спокойным и миролюбивым, но в художественных спорах того времени деятельно участвовал. Он принадлежал к так называемой Киотоской школе, о которой мы немного расскажем в следующий раз.