В прошлом году скончался один из лучших мастеров современной японской гравюры - Като: Тэрухидэ (加藤晃秀, 1936-2015). Расскажем о нём немного и покажем его Киото.
Като: Тэрухидэ родился и вырос в Киото - да и почти всю жизнь прожил там. Учился в Школе искусств и ремёсел и в 1960-х - 1970-х годах был одним из самых известных разработчиков рисунков для кимоно, большой фигурой в мире японской высокой моды. А к пятидесяти годам оставил это и полностью переключился на живопись и на гравюру, которой увлекался ещё в пору учения.
Темы его работ - самые что ни на есть традиционные: природа и «знаменитые места» (почти исключительно - достопримечательности Киото и окрестностей) в разные времена дня и года. Но выглядят они на гравюрах Като: Тэрухидэ иногда неожиданно.
.
Уже основной формат работ Тэрухидэ не вполне обычен для традиционных гравюр - сильно вытянутый по вертикали. Иногда оттиск ещё и дорабатывался акварелью, гуашью или тушью, хотя большинство работ - просто гравюры на дереве.
Очень многие работы - парные: весна и осень, зима и лето, день и ночь…
Вот Золотой павильон:
.
А вот храм Киёмидзу:
.
Рваный край - это нарочно, он присутствует на многих гравюрах.
Ещё Золотой и Серебряный павильоны:
.
«Вишни под луной» и «Лиловый ветер»
.
«Храм Курама-дэра» и «Осень в Сагано»:
.
Пагода Ясака и сад камней храма Рё:андзи
.
«Краски осени» и «Симфония в розовом»
.
Одна из любимых тем Като: Тэрухидэ - киотоские ворота-подворотни и то, что из них видно.
.
.
И как венец этой темы - череда святилищных ворот-тории в святилище Фусими Инари:
Ещё пара подворотен: «Чувство весны» и «Чувство осени»:
.
Можно уже заметить, что столь же постоянными героями гравюр Тэрухидэ оказываются фонари и зонтики.
.
Летние праздники - Гион и смежные с ним, с фонарями и мачтами:
.
Эти фонарики оказались одной из самых знаменитых гравюр Като: Тэрухидэ.
.
.
Ещё одно «Чувство осени», горизонтальное:
Альбом, в котором Като: Тэрухидэ (в соавторстве с Л.Грюнберг) представляет свой город западному зрителю:
Всего у художника - около сотни «киотоских» гравюр. Можно взглянуть на них ещё раз на этой афише одной из последних его выставок. Та же игра с «единообразным разнообразием», что в старинных стихах…