У большинства китайских богов есть «земная» предыстория, рассказывающая, кем они были до обожествления. У некоторых - даже в нескольких вариантах. Князь Очага 灶王, Цзао-ван, домашний и кухонный бог, предысторию имел грустную. Звали его Чжан, и был он бедняком и бездельником. Однажды под Новый год жена послала Чжана к своим родителям за едою, потому что у них в доме припасов не было. Добрая тёща, кроме еды, положила ему в мешок ещё и немного серебра. На обратном пути, однако, Чжан этот мешок отдал первому встречному нищему: одни говорят - по доброте душевной, другие - потому что лень было тащить такую ношу. Когда жена об этом узнала, она рассердилась, ударила Чжана и убила насмерть. Устраивать похороны на Новый год - дело хлопотное, так что временно тело Чжана она зарыла под очагом в доме. А потом, уже перезахоронивши как положено, тут же над очагом повесила поминальную табличку по Чжану.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Цзао-ван с календарём на очередной год.
После смерти Чжан стал богом очага - он отвечает за то, чтобы семья не голодала, не ссорилась и получала от Неба по заслугам. По последней причине каждый Новый год он отправляется с докладом на небо. Грамоте Чжан в своё время не выучился, так что весь год сжигать в очаге исписанную бумагу нельзя - а то Цзао-ван по ошибке приобщит эти записи к отчёту и мало ли что всплывёт… Так что под Новый год его всячески задабривают, в основном сластями.
Но не вином! Потому что в своё время Цзао-ван доложил на небо Яшмовому Государю, что все семейные раздоры (ну, или почти все) - от пьянства, и попросил вино запретить, а винного бога - покарать. Яшмовый Государь решил проверить, сошёл на землю, выпил чарку, выпил две, этим ограничился и решил: «Вино - вещь хорошая, вреда в нём нет, а Цзао-вану, раз уж он так этого не любит, больше не наливать!»
Посмотреть на Яндекс.Фотках Изображения Цзао-вана положено вешать над очагом, печкой или плитой. Перед картинкой - приношения.
У Цзао-вана, когда он стал богом, в семейной жизни всё наладилось. Некоторые считают, что он после этого завёл новую жену или даже двух, другие говорят, что его земная жена раскаялась и стала кроткой. Но последнему верят не все. Кто верит - тот вешает над очагом изображение Цзао-вана с супругой, а кто нет - без неё: а то в доме супружеские распри начнутся.
А история с мешком и первым встречным напоминает греческий анекдот про философа Аристиппа, основателя школы киренаиков. Рассказывают, что шёл однажды Аристипп в свою Кирену по Ливийской пустыне, а за ним следом раб тащил мешок денег, пожалованных тиранном Дионисием. Рабу жарко, тяжело, он кряхтит, ворчит и жалуется. Аристипп обернулся и сказал: «Если тяжело - высыпь из мешка всё лишнее, только замолчи!»
Портретов Аристиппа почти не сохранилось, самый достоверный - вот этот, из Берлинского музея. Он двусторонний, как Янус: с одной стороны бородатый Аристипп, с другой - его дочь Арета, тоже философ.