1. Кикути Ё:сай - приёмыш славного рода
Как выглядели знаменитые древние и средневековые японцы? От большинства из них портретов, тем более прижизненных, не сохранилось - да и не было таких портретов. Тут положение даже хуже, чем в древней и средневековой Европе, где хотя бы государи и правители имели возможность попасть на чеканные монеты. Но японских государей до последних полутора сотен лет вообще было строго запрещено изображать; портреты правителей, больших вельмож, святых и почитаемых монахов встречаются, но (как, впрочем, и в средневековой Европе) большая часть их них достаточно невыразительна и не слишком достоверна. Так что если Генриха Птицелова, Архимеда, Вещего Олега или летописца Нестора у нас представляют в основном по куда более поздним изображением, то примерно так же обстоит дело и с японскими знаменитостями древности и средневековья: облик очень многих из них создают эдоские гравюры, игральные «поэтические карты» и современные банкноты. В этом легко убедиться, полистав иллюстрированные энциклопедии, в том числе и сетевые.
Зато таких «рисунков современного художника» в токугавское и мэйдзийское время производилось много: великих предков японцы уважают. И одним из самых известных таких художников оказался Кикути Ё:сай (菊池 容斎, 1781-1878), в XIX веке выпустивший десять томов таких портретов. И портретов очень живых и выразительных - так что многие из них разошлись по тем самым современным справочникам и энциклопедиям. К тому же и к исторической точности этот художник был внимателен всюду, где можно. Мы попробуем рассказать о нём самом и об одной из его гравюрных серий - про героев XIV века, времён попытки восстановления действительной власти японских государей и установления второго сёгуната.
Кикути Ё:сай, автопортрет в возрасти семидесяти семи лет. Он ещё долго прожил после этого.
Как многие японские художники, он сменил несколько имён, но в нашем случае дело было не только в творческих псевдонимах. Кавахара Рё:хэй (как его звали в детстве) происходил из небогатой самурайской семьи, но ещё в совсем юном возрасте был отдан на усыновление - в очень зажиточную, очень знатную и влиятельную кюсийскую семью Кикути. Там он получил новое прозвание, новое имя (Такэясу) и новое будущее. А имя Ё:сай выбрал себе позже уже сам, став художником.
Род Кикути из земли Хиго - древний, тысячелетний; в XI веке он выделился из дома Фудзивара - то ли из младших родичей, то ли из ближних служилых людей, здесь толкуют по-разному; по некоторым (впрочем, пристрастным) исследованиям Кикути оказываются подревнее самих Фудзивар. Род этот был прежде всего воинским, на гербе его - два пера, какими оперяли стрелы; сперва их изображали параллельными, потом - перекрещенными.
Герб Кикути
Первые Кикути основали замок, обустроили своё владение, боролись (и успешно) с заморскими пиратами. В пору соперничества, а затем и войны между родами Тайра и Минамото разные Кикути успели посражаться на обеих сторонах, но довольно быстро их глава, старый Кикути-но Таканао, сделался твёрдым приверженцем Минамото и в этом качестве участвовал в битве при Данноура, завершившей разгром Тайра. У первого сёгуна, Минамото-но Ёритомо, он был в почёте, и даже тех его родичей, что дрались на стороне побеждённых, помиловали и пожаловали.
Кое-кто из Кикути просчитался в 1221 году, поддержав неудачный мятеж бывшего государя Готобы, так что другим родичам пришлось от них срочно отрекаться. Камакурская Ставка это запомнила. Но доброе имя рода вскоре было восстановлено - Кикути Дзиро: Такэфуса в 1281 году стал одним из героев обороны от монголов и снискал громкую и однозначно добрую славу.
Новый век, новые распри, новый выбор. Когда государь Годайго выступил против Ставки и попытался вернуть царствующему роду реальную власть, двенадцатый глава рода Кикути, Такэтоки, поддержал его одним из первых (1333 год). Он храбро сражался и скоро героически погиб, но у него была добрая дюжина сыновей, вставших под знамёна Годайго и его наследников. Воевали они долго, упорно и доблестно, причинив много вреда Асикагам и ещё больше - своим кюсийским соседям (самая долгая, на века, грызня у них получилась с родом О:томо). После окончания многолетней распри род Кикути вышел из неё, покрыв себя славой и укрепив своё положение на острове: теперь это были могущественные князья, пользовавшиеся немалой независимостью. Кикути Такэтомо в конце XIV века добился официального подтверждения своего происхождения от Фудзивара и доказывал, что кое-кто из его предков появляется даже в «Повести о Гэндзи».
Весь XV век род Кикути, в общем, преуспевал, но к середине следующего столетия ослаб. Распря с О:томо продолжалась, и в конце концов завершилась плачевно: Кикути были разбиты, лишились княжеского достоинства и большей части владений. В очередной гражданской войне они, однако, заняли правильную сторону, оказались надежными соратниками Токугавы Иэясу и после его победы смогли воспользоваться плодами своего выбора. Прежнего княжества им не вернули, но они числились верными сподвижниками рода Токугава, получили права на наследственные офицерские должности в сёгунской гвардии и пользовались большим почётом. Только вот детей у них не в каждом поколении оказывалось достаточно, порою приходилось брать приёмных.
Так что мальчику из семьи Кавахара очень повезло с усыновителями. Совсем молодым он был зачислен в гвардию, и хотя прослужил не слишком долго, но впоследствии этот опыт ему пригодился: его гравюры с воинами и сражениями более правдоподобны и менее театральны, чем у большинства современников. Тяга к живописи у юноши проявилась уже тогда, и приёмный отец, Кикути Такэнага, не имел ничего против: это было достойное увлечение для знатного молодого человека. Так что с полного его одобрения в восемнадцать лет Кикути Ё:сай (будем уж звать его по этому самому известному имени, хотя принял его он и позже) начал своё обучение у знаменитого Такады Эндзё:, живописца почтеннейшей школы Кано:. В большинстве случаев положение ученика накрепко привязывало его к художнику-наставнику, но Кикути Ё:сай пока числился любителем и кормился службой, так что сохранил немалую независимость. Ему хотелось освоить побольше разных художественных приёмов и манер - японских, китайских, даже европейских. Из традиционной школы Кано: он перешёл в более современную - Сидзё:-Маруяма, потом учился у самых разных художников и в конце концов выработал самостоятельный стиль - как правило, возникают затруднения с тем, к какой школе отнести его зрелые работы.
Писал и рисовал он очень много и в разных жанров. Вот несколько его картин и рисунков.
Гора Фудзи
Три свитка с героями древности: Минамото Ёримаса с чудищем Нуэ, Синра Сабуро: и братья Сога
Единоборство с тигром
Призрак
Но главным и самым знаменитым его трудом стала огромная серия гравюр с портретами самых разных исторических личностей - «Обыкновения мудрецов старых времён» (前賢故実 «Дзэнкэн Кодзицу»). Именно по ним до сих пор представляют многих персонажей японской истории во всём мире. Работал Кикути Ё:сай крайне добросовестно, погружаясь в архивы и проводя даже археологические изыскания ради уточнения подробностей одеяний, оружия, утвари.
Сэй-Сёнагон
Тайра-но Киёмори
За серию эту Кикути Ё:сай, уже давно оставивший военную службу, взялся примерно в 1830-х годах. И сразу сказалось семейное противоречие. С одной стороны, Кикути - верные служилые люди сёгуната; с другой, самые славные страницы их родословной относятся к тем временам, когда их предки ходили под рукою Фудзивар или сражались на стороне Годайго и его наследников. И во всех рисунках, касающихся противостояния Двора и Ставки, симпатии художника очень явно оказывались на стороне государей и их сподвижников. Сёгунам и их соратникам Кикути Ё:сай тоже отдавал должное, в их изображениях нет ничего карикатурного или обидного - но всё же склонности его были уже так очевидны, что когда он попробовал издать свою историческую серию, с этим возникли серьёзные сложности. Особенно из-за гравюр, относящихся ко временам Годайго.
Пришлось Кикути Ё:саю публиковать только отдельные листы или небольшие сборники. Зато после реставрации Мэйдзи настал его час: сам государь расхвалил его работы, издатели начали соперничать за честь их напечатать, и в 1878 году, наконец, вышли все десять томов - больше пятисот гравюр. Почти столетний художник успел перед смертью увидеть это издание.
В следующих постах мы будем понемногу выкладывать гравюры Кикути Ё:сая, относящиеся как раз к «веку Годайго» и героям того времени. Некоторых из них изображали и другие известные художники - кое-что из их работ для сравнения тоже приведём.