Самые невероятные истории происходили с ингушскими землями на протяжении XIX и XX веков. По иронии судьбы одна история становилась удивительней другой. Имеющиеся у нас на данный момент наличные сведения говорят об этой странной коллизии следующее.
В 1860-е годы аккинский район Ингушского округа (ныне южная часть Ачхой-Мартановского района ЧР) в целях облегчения управления территорией была присоединена к Аргунскому округу (западная часть современной Чеченской Республики). Далее. Округ бассейна реки Охкара-хи вместе с Гелате (Гвилети) оказалась в составе Грузии (ныне часть Казбегского района). Уже в XX-м веке, в самом его начале, территория примыкающая к горе Терх-Корт (Боковой хребет, левый берег р. Ассы в ее верховьях) была включена в один из восточных районов все той же Грузии. Однако, так или иначе, самый большой кусок ингушской земли оказался все же в составе Северной Осетии. Осетинская правящая верхушка всегда активно работала над вопросом земельного голода осетин и расширения его жизненного пространства. И в этом они явно преуспели, хотя способы и методика реализации плана отнюдь не была чистой, прозрачной и, самое главное, честной.
Всем широко известно, что растоптав все мыслимые и немыслимые законы, нормы действовавшей на тот момент конституции, в 1944 г. советским руководством во главе с И. Сталиным была ликвидирована ЧИАССР. Районы входившие в ее состав были разделены между Грузинской ССР, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР. Последней досталась вся западная часть Ингушетии, включая и ее знаменитый Пригородный район. В последующем, а именно в период 1956-57 гг. казалось бы, наступило торжество справедливости. ЧИАССР была восстановлена вновь. НО. Благодаря активной работе политической и интеллектуальной элиты Северной Осетии, Пригородный район остался в составе последней. Между тем, при всем при этом, осталось и остается до сих пор не понятным, каким образом ингушское селение Кескем (ныне т.н. Хурикау), было оставлено под юрисдикцией той же Северной Осетии. Ведь всем широко известно, что административно до 1944 г. это селение вообще не входило в состав Пригородного района, а являлась частью Пседахского района ЧИАССР. Да и в настоящее время Кескем не относится к Пригородному району, входя в состав Моздокского района РСО. Тут есть какая-то явная не состыковка. Насколько нам известно, существует один единственный в своем роде документ, который "разрешил" оставление ингушских земель осетинской стороне. Речь идет о заключении специальной правительственной Комиссии по вопросу о территории восстанавливаемой ЧИАССР от 22 декабря 1956 г., адресованное в Президиум ЦК КПСС и подписанное многими высшими должностными и партийными руководителями Советского Союза - А. Микояном, К. Ворошиловым, Г. Маленковым, Л. Брежневым и Н. Беляевым. В частности, в данном документе сказано, что согласно принятым мерам восстанавливается территория бывшего ЧИАССР, но за исключением Пригородного района. То есть речь идет конкретно о Пригородном районе, в состав которого не входило ингушское селение Кескем (Хурикау). Повторяюсь, Кескем входил в состав Пседахского района ЧИАССР. Как это поселение закрепилась в границах Северной Осетии? Каким нормативным документом или решением оно там оказалось? Вот это загадка.
Если кому-то удастся обоснованно и аргументированно ответить на данный вопрос буду крайне признателен. Этим мы частично продвинулись бы далее в глубь в решении вопроса вакханалии и бездарного отношения по отношению к историческим землям ингушей.