Лет в 8-10 мне ужасно нравились книги по археологии. Самые интересные объекты сопровождались пояснением "теперь он/она/оно в Британском музее". Да, империя, это когда ты просто не можешь привезти из поездки только магнитик. Чего уж там, большая часть того, что мы знаем о жизни древних египтян/ассирийцев/и т.п. основано на толковании экспонатов БМ. Да у них там Розетский камень стоит, о чем тут говорить. В каком-то смысле от БМ кругами расходится то, что мы знаем о прошлом культуры и о себе.
С момента получения визы, меня волновал только один вопрос: смогу или нет добраться до Британского музея. По счастью, моя начальница изучала когда-то скульптуру, так что часть "совещания" было решено провести в залах БМ. Оставалось три с половиной часа до закрытия музея (открыт с 10 до 17:30, вход бесплатный). Программа минимум включала древний Египет, фриз Парфенона, минойский зал, ассирийскую скульптуру и обстоятельное изучение книжно-сувенирного магазина.
Египетская коллекция великолепна. Скульптура, спору нет хороша, но настоящие звезды - мумии с их роскошными саркофагами. Каждая мумия снабжена рентгеновским снимком и схемой расположения амулетов. А золоченые саркофаги в музейном магазине продаются в виде жестяных футляров с карандашами, конфетами или шоколадными мумиями внутри. Сувенир для людей с крепкими нервами :)
Меня, как ни странно, больше впечатлили поздние саркофаги, а точнее, фаюмские. Я видела фаюмские портреты в альбомах, где показана только живописная часть. При этом манера настолько реалистична и так близка светской, например, тому же Возрождению, что как-то забываешь об изначальном предназначении портрета. Вид этой совершенно функциональной погребальной штуки на своем месте пересобирает что-то в голове.
Из всей Греции выбрали зал с фризом из Парфенона, который я начала смотреть еще в
Музее Акрополя, а коллеги видели только на фотографиях. Основную часть составляют как раз мои любимые всадники, имеется здоровый кусок кентавромахии и некоторое количество обломков скульптур с фриза. Весь "греческий час" ушел на этот зал, о чем совершенно не жалею.
Даже в поврежденном виде они вызывают у меня восторг. При всей ограниченности барельефа, взгляд легко досочиняет руки, ноги, одежды. Не удивительно, что несколько пластин забрали на временную выставку Родена. В этом домысливании камня они похожи. Чистое счастье. Трудно представить, что это совершенство в общем-то вряд ли было особо заметно снизу. При высоте фриза скорее должны были восприниматься не объемы, а линии, очерченные цветом.
Никакое другое греческое или римское искусство в меня в этот день не влезло, хотя где-то же стоит кариатида из Эрехтейона.
Портик "монумента Нереид" как раз иллюстрирует концепцию "нельзя так просто ограничиться магнитиком":
Руины были обнаружены британским путешественником Чарльзом Феллоузом в начале 1840-х годов. Феллоуз отправил руины в Британский музей.
Где-то на этом месте американские коллеги сдались и поехали в Хэрродс в поисках настоящего британского чаепития. Я же отправилась инспектировать минойский зал. Напомню, что
Эванс был не такой и содержимое критских дворцов осталось в Греции. Таки да, в минойском зале БМ в основном керамика, например, пара ваз с прекрасными осьминогами, но в основном ничего крупного. Кстати,
поиск по экспонатам дает представление о том, что помимо витрин с эффектными экспонатами есть еще закрома с черепками, и черепков намного больше.
Еще один час я провела в ассирийских залах. Представить только, что эти хозяйственные люди приволокли аж три комлпекта великолепных крылатых человеко-быков! У меня и при виде одного-то чуть родимчик не приключился от восторга. Иллюстрации, конечно, не дают представления. Да, шеду действительно выглядят надменно со своими завитыми в перфекционистские колечки бородами, но размер у них не подавляющий. Ну и забавно, что знаешь про "пятую ногу", а все равно вскрикиваешь от восторга, когда видишь своими глазами.
Всё-таки совершенно другая эстетика у всех этих бородачей с крыльями и людей с птичьими головами. У нас-то в Эрмитаже
всё больше клинопись, а картинки я видела довольно давно последний раз. Египетские фрески и рельефы кажутся на их фоне более жизнерадостными (при том, что изображают всё больше загробную жизнь) и человечными. По чесноку, нам просто не досталось бытовых сцен, потому что раскопали в приличном состоянии дворцы и храмы с барельефами, наполненными государственным пафосом, но как-то трудно представить пирушку с музицированием или сельхозработы в этом стиле.
Хотя вот львиная охота (царя Ашшурбанипала, если кому интересно) очень живая: легко можно представить предыдущее и следующее движение агонизирующих львов, практически услышать звуки ярости и страдания. И все это на фоне статичных фигур и беспристрастных профилей охотников с завитыми бородами. Очень правдоподобное и очень жестокое зрелище, - глаз не отвести.
Ровно за двадцать минут до закрытия музя я с легким головокружением вышла из музейного магазина и выпила вполне пятичасовой чай в демократичном музейном кафе (подносы, самообслуживанием, длинные столы с табуретками). Загадаю на следущий раз залы Рима и Римской Британии - а вдруг сбудется (хотя лучше бы не через двадцать лет, а побыстрее).
__________________________________________
1. Три вечерних прогулки по Вестминстеру 2. Три книжных прогулки 3. Тэмза, сэр4. Британский музей