Чтение начинать отсюда:
Кносс. "Резиденция". "Мегарон царя"
К покоям "царя", по мысли Эванса, примыкали апартаменты "царицы". На "женскую половину" из "мужской" можно было пройти по темному Коридору Собачьей ноги, так названному из-за его два раза изогнутой под прямым углом формы (из (1) в (4)).
(4) - это сам "Мегарон царицы". Из этого комплекса помещений выхода вовне нет. Свет "мегарон царицы" получает из двух примыкающих к нему световых колодцев (4а).
Это портик мегарона (4b) - небольшой закуток перед световым окном. От основного помещения портик отделяло "окно", образованное двумя колоннами на стилобате. Между дальней от двери колонной и откосом "окна" была установлена священная секира. С обеих сторон к стилобату (выс. 38 см) крепились деревянные скамьи (их остатки были обнаружены во время раскопок). Среди предположений об их использовании есть и отсылающее нас к другой, более вероятной функции "мегарона царицы" - сакральной: скамьи могли представлять собой алтари.
Это центральная комната "женской половины" "царской резиденции" Кносса. Мы видим три двери - две на северной стене и одну на восточной. Первая (слева направо) ведет в Коридор Собачьей ноги и, соответственно, в "мужские" покои, вторая - на внутреннюю лестницу (она идет на второй этаж "женской части"), третья - в вышеупоминавшийся портик перед световым колодцем.
Здесь были обнаружены одни из самых известных фресок Кносского дворца (оригиналы которых находятся в Ираклионском археологическом музее) - "Дельфины" и "Танцующая девушка".
Я расскажу о них в следующей части. Вернемся к археологии "Резиденции".
В этом помещении пол мостили три раза. В первый раз покрытие состояло из подобранных необработанных камней, во второй раз камни (от 6 до 12 см толщиной, Эванс назвал это мощение "мозаикой") обрабатывали, но не придали им правильной формы, и в третий - последний - раз пол был покрыт отлично отделанными квадратными гипсовыми плитами толщиной 4-5 см.
Соседнее маленькое помещение (5) рядом с "мегароном царицы" условно называется "ванной комнатой царицы". Комнатка отделена от "мегарона" световым окном, а от дверного проема до собственно внутреннего помещения "ванной комнаты" небольшая "балюстрада" справа (длиной около двух метров и шириной в 64 см, с одной деревянной колонной, от которой сохранились следы) формировала небольшой (шириной в 1 метр) коридорчик.
Эванс предполагал, что на балюстраду могли ставить каменные светильники, а световое окно между "ванной комнатой" и "мегароном царицы" при желании можно было занавесить.
Внутренняя секция помещения занимала немногим более двух метров. Уровень пола здесь был ниже, чем в основном помещении - "мегароне". Нижняя часть комнаты олицована большими гипсовыми плитами, над которыми идет такой же орнаментальный пояс из спиралей (более поздний по времени, чем фреска с дельфинами). как в "мегароне царицы" и в Зале Двойных Секир.
В "ванной комнате" не было труб водоснабжения, отсюда вероятен вывод, что вода сюда доставлялась вручную. В связи с чем найденная у прохода в западную часть "покоев" амфора в
"морском стиле", по мнению Эванса, принадлежала "ванной комнате" - в ней держали воду.
В "мегароне" была найдена (в осколках) раскрашенная керамическая ванна. Она небольшого размера, сидячая. Эванс поместил ее в "ванную комнату", поскольку счел, что она была выставлена оттуда из-за ремонта. Ванна и сейчас стоит там, куда ее определил археолог.
Есть исследователи, которые не разделяют точку зрения Эванса на "Резиденцию" как на жилые помещения. Место "ванной комнаты царицы" в гипотезе о сакральном характере этого комплекса занимал люстральный бассейн.
Поскольку из "ванной комнаты царицы" (5) не было прохода в соседнее помещение (6) мы по Коридору Расписного Пифоса (4с, названного так по найденному в его начале сосуду и украшенному таким же спиральным бордюром, как "мегарон", и "ванная") пройдем в спальню/"Туалетную комнату"/"Косметический кабинет" "царицы" (7).
У этого помещения, по предположениям разных исследователей, могло быть два предназначения - спальня и туалетная комната. Свет сюда проникал из светового колодца (8), получившего название Двор Прялок по выцарапанной на стене прялке (ср. Зал Двойных Секир).
В юго-западном углу комнаты (нижний левый угол на плане) находилось гипсовое возвышение, которое (в зависимости от склонности к одной из гипотез) можно было истолковать или как кушетку, или как место для сосудов с водой. За стеной располагались две шахты, в которые устремлялась вода с крыши и туалетов верхнего этажа (и далее в дренажную систему по трубам). В пустое пространство между шахтами Эванс "определил" гипотетическую (не найденную) цистерну для воды. У восточной стены располагался самый настоящий туалет с системой смыва "лишнего" все туда же - в сток, выводивший воду в Керат. О трубах - вы можете видеть их пути, обозначенные пунктиром на плане.
Обойдя туалет и выйдя в дверь, расположенную на той же восточной стене, мы попадаем в небольшой коридор. Справа мы видим окно светового колодца - Двора прялок, пройдя направо, а затем свернув налево попадаем в исходную точку нашей экскурсии - Зал Коллонады (9) и на Большую лестницу. Неосмотренной остается одна комната по правую руку от Двора Прялок - "хранилище", "склад" (6).
В этом помещении, как оказалось, пол никогда не мостили, что, очевидно, могло указывать на его нежилое предназначение. Здесь были найдены настоящие сокровища - множество предметов из различных ценных материалов: золота, бронзы, слоновой кости, яшмы, горного хрусталя, фаянса. Правда, большинство изделий оказались фрагментарны. Также были найдены сгоревшие остатки дерева, возможно, принадлежашие сундукам.
Фрагментарность находок скоро была объяснена. Дальнейшие раскопки показали, что все это богатство не хранилось здесь, а попало при разрушении здания (возможно, при землетрясении) с верхнего этажа. Там, в "Сокровищнице", были найдены недостающие фрагменты к некоторым предметам из "хранилища".
В общем, это все о "Резиденции". Осталось добавить пару слов у верхнем этаже "мегарона царицы". В плане он очень похож на нижний (нами только что осмотренный) этаж с небольшими изменениями. А попасть на верхний этаж можно было по двум лестницам. Выход на первую - приватную "хозяйскую" - мы с вами видели в "мегароне царицы". Вторая - "служебная" - находится между "хранилищем" (6), Двором Прялок (8) и Залом Колоннады (9).
Об отличиях назначения комнат наверху от нижнего этажа скажу два слова. На нашем плане между двумя световыми колодцами (4а) есть два пустых помещения - на верхнем этаже их могли, по предположению Эванса, занимать спальни. Еще одно помещение (на плане между 6 и левым 4а) наверху тоже могла занимать спальня, закрашенный у нее верхний левый угол - это водослив. Примыкающая к этой "спальне" слева комнатка имела свой туалет со сливом в одну из двух нижних шахт, о которых я уже говорила выше. Еще один туалет находился на соседней шахтой, войти туда можно было из Комнаты Каменной скамьи, которая находилась как раз над "туалетной комнатой царицы". Ну, и последнее помещение над "хранилищем" было условно названо "Сокровищницей". Второе ее название "Архив" обусловлено обилием стеатитовых печатей, помещенных там в поздней фазе жизни дворца. "Сокровищница" содержала несколько известных минойских вещей, которым уместно выделить по отдельной заметке (если у меня когда-нибудь найдется время).
PS. О рисунках-реконструкциях будем говорить позже.
Дополнения, уточнения, критика и пр. приветствуются.