Большие античные бронзы. 6. Гай Вибий Требониан Галл. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Feb 28, 2016 12:04

Большие античные бронзы.

1. Немного о технике античного литья из бронзы и две греческих бронзы
2. Вставной глаз для бронзовой статуи
3. Юноша из Магдаленсберга. Австрия. Венский художественный музей
4. Аполлон из Помпей. Италия. Неапольский национальный археологический музей. Часть 1. История обретения
5. Аполлон из Помпей. Италия. Неапольский национальный археологический музей. Часть 2. Подробности современного исследования

Часть 6. Заключительная. Гай Вибий Требониан Галл. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Эта статуя - одна из немногих почти полных римских бронзовых статуй III века (251-253 гг.), дошедших до наших дней. Высота ее - 241,5 см.





Хотя тело императора (весьма идеализированное) кажется непропорционально большим относительно головы (которая, согласно принятым нормам, скорее всего, портретно достоверная), несомненно, оба они подлинные и принадлежат друг другу. Однако известно, что начиная с открытия статуи в 19 веке, статуя подверглась нескольким реставрационным кампаниям.

Исследования, сделанные в Метрополитен, свидетельствуют, что три четверти статуи древние. Есть сомнения насчет левой ноги и совершенно точно восстановленной является мантия, которая, впрочем, реконструирована на месте подобной утраченной в веках.

Предположительно, в левой руке император держал паразониум, а в левой - копье.




Неверов О. Скульптурное собрание Демидовых // Наше наследие. 2003. № 66. С. 61-64:

«Наиболее интересная часть собрания Н.Н. Демидова - портретные статуи римских императоров. […] Разноречивые сведения сопровождали находку одной из интереснейших скульптур коллекции. Это - редкая бронзовая статуя императора, считавшаяся в свое время то портретом Мария, то Юлия Цезаря, то изображением Гальбы. Ныне в ней видят представителя «эпохи солдатских императоров» III века - Требониана Галла (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

Статуя впервые была опубликована в 1849 г. в Петербурге. Автор ее описания, архитектор О. Монферран, сообщает следующее: «В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского двора добилось от его святейшества папы Пия VII разрешения провести на свой счет раскопки в винограднике, расположенном недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок... Они продолжались два года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов господин Н.Н. Д(емидов) решил, что следует прервать исследование... Наша статуя, найденная при этих раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас же упакованы и отосланы во Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась еще много лет...» (Мontferrand А. Jules César, Statue antique en bronze faisant partie de la collection de Mr de Montferrand. SPbg, 1849. P.9. ff.).




В письмах художественного агента баварского кронпринца Людвига сохранились несколько иные сведения: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник покойного польского короля, решает покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария» (агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500. Тогда Понятовский «взял Гальбу с собой во Флоренцию, где позже он попал в руки князя Демидова и оттуда переехал в Санкт-Петербург» (Urlichs L. Die Glyptothek Königs Lüdwig I. München, 1867. S.84.).

У исследователя ХХ века разногласия эти вызвали скептическое заключение: «Рассказы об обстоятельствах его находки немного подозрительны, и сомнительно, базируется ли вся история на фактах…» (Metropoltain Museum Bulletin. 1905. November. Р.124.).




После смерти Н. Демидова его младший сын Павел становится обладателем скульптурного собрания и редкой бронзовой статуи. Когда он умирает (в 1840 году), его вдова, А.К. Демидова, приказывает удалить из парадных апартаментов особняка несколько «нецеломудренную» в ее античной наготе скульптуру. Монферран, строитель особняка Демидовых (Б. Морская, 43), видит ее чуть ли не на чердаке и просит старшего брата умершего, Анатолия, уступить статую ему. Из письма, посланного последним из Флоренции, видно, что редкая бронзовая скульптура вызывала у знатоков сомнения: «Мне не нужно большего, чем уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей коллекции» (М А. Op. cit. P.24.).

Монферран собирался уступить статую «одному из прекраснейших музеев Европы», как он не без лести называл Новый Эрмитаж Николая I, но после его смерти вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году новый владелец продает скульптуру представителям Нью-Йоркского музея».




Дополнительные портреты Требониана Галла










античность, археология, фотографии, Древний Рим, Италия, бронзы

Previous post Next post
Up